Особенности философской мысли России

Лишь к XVIII веку философия в России складывается как самостоятельная форма духовного освоения мира. В это время западноевропейская философия уже имела богатую историю, включающую в себя и античность, и средневековую схоластику, эпоху Возрождения, просветительские идеи. Россия, создавая собственную оригинальную философскую традицию, не могла избежать ученичества, поэтому многие идеи и темы в философии
России были заимствованы. Но вместе с тем русская философия в целом не стала заимствованием, она смогла создать оригинальные традиции философской мысли.
Характерная черта — внимание русских философов к социальной проблематике. Практически все они в своих философских построениях давали рекомендации улучшения, преобразования общества, строили некую модель будущего развития страны. Эта особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох. Социально-экономический строй России представлял собой своеобразное соединение элементов восточных, западных и собственных самобытных структур. (Вспомним слова Тютчева о России: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать, в Россию можно только верить".)
Таким образом, русская философия — это философия, обращающаяся к вопросам о смысле истории и месте в ней России, философия социально активная, связанная не только с познанием и описанием мира, но и с его изменением.
Если принять за основные такие сферы философского знания, как гносеология (теория познания), онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке) и философия истории (учение о наиболее общих перспективах и закономерностях исторического процесса), то для русской философской, традиции характерно пристальное внимание именно к двум последним.
Если для западно-европейской философии характерно отношение к этике, как своего рода служанке онтологии, гносеологии и других "более важных" отраслей философской знания, то русские философы в науке о морали видят некий фундамент своего философствования. Так, Н. Бердяев, Л. Шестов и многие другие ставили в прямую зависимость от нравственных качеств человека его возможности познать мир: мир открывается лишь нравственно-целостной, духовной личности. Поэтому само понятие истины является для них не только гносеологической, но и этической категорией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: