У Гегеля была образована система, составляющими которой являлись логика, философия природы, философия духа. Эта система строится с помощью принципа триадичности. Основными принципами Гегелевской философии являются принцип триадичности, принцип тождества, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и другие.
Абсолютная идея изначально находится в сфере чистых понятий. Отсюда возникает проблема начала. В основу системы необходимо положить определенное понятие, из которого вытекают другие, причем все должно подчиняться принципу субординации. Гегель в качестве такого начала полагает бытие (все существует только в данном месте и в данный момент времени, здесь и теперь). Следующим основополагающим понятием является ничто. Синтез - определенное бытие. Т.е. сама логика выступает в виде трех понятий:
1. бытие
2. сущность
3. понятие
Рассмотрим их по отдельности: Категория бытия: это первая определенность, которая существует. Само бытие делится соответственно еще на три категории:
|
|
1. качество - внутренняя определенность объекта
2. количество - внешняя определенность (т.е. изменение количества не всегда приводит к изменению в качестве (до определенного предела))
3. мера - единство качества с определенным присущим ему количеством. Эта последовательность показывает реальное движение научного анализа.
Абсолютная идея погружается в глубь бытия => это выражается в категории сущности: бытие расщепляется на
1. сущность и явление
2. тождество различия и противоположности
3. тождество необходимости и случайности
Далее все стремится к синтезу: Категория понятия: в ее рамках можно рассмотреть
1. понятие
2. идея
3. истина
Дается характеристика важнейших форм мышления (понятие, мышление, ум).
Возникает проблема соотношения формальной логики и логики. Гегель свою логику не сводит к формальной логике, т.к. она рассматривает законы мышления, отвлекаясь от содержания.
Основной закон формальной логики:
1) закон противоречия (недопустимости противоречия). Он запрещает об одном и то же предмете в одно и то же время рассматривать в одном и том же соотношении два противоположных суждения.
2) Закон тождества: А есть А - фиксирует жесткие отношения
У Гегеля А есть и не А. Объекты внутренне противоречивы, а формальная логика не может это оценить. Гегель критикует формальную логику. Он видит свою задачу в построении собственной логики, которая направлена на постижение мира как противоречиво развивающегося.