Этноцентризм и релятивизм – это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм

Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных – «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».

Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие.

Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры.

Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

19) Русская социология 19 века

Во второй половине XIX века стала развиваться социология и в России. Русская социологическая мысль была тесно связана с политикой и публицистикой. Так, субъективистское направление, возникшее в конце 60-х годов (основные представители П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) получило свое название потому, что защищало мысль о том, что ход исторического развития полностью определяется субъективной деятельностью человека. Ранее, Конт считал, что общество – организм. Но, Михайловский (1842-1904) считал, что между обществом и организмом есть только внешнее сходство, на самом же деле их суть различна именно потому, что в природе действуют объективные законы, а в обществе определяющей является роль личности.

Большое место в развитии социологии в те года, занимала кооперация. Михайловский считал, что именно через кооперацию можно влиять на личность. Т.к. кооперация связана с разными видами разделения труда. Он делил кооперацию на простую и сложную и считал, что простая соответствует естественному разделению труда, существующему в крестьянской общине, а сложная – капиталистическому, которая превращает человека в функцию, вызывает обособленность людей друг от друга и приводит к конфликтам. Таким образом, Михайловский считал капитализм шагом назад в общественном развитии.

Представителем русской академической социологии был М. М. Ковалевский (1851-1916). Он был серьезным ученым, преподавал в вузах, написал ряд трудов по социологии, в частности, «Современная социология», «Очерк развития социологических учений». По образованию юрист, Ковалевский интересовался проблемой развития доктрины народного суверенитета и равенства перед законом, рассматривал связь между сменой общественного порядка и формами политического устройства.

Свой метод Ковалевский называл генетической социологией. Своим учителем считал Э.Дюркгейма и во многом следовал его теории.

Профессор А. О. Бороноев пишет: «Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире, созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом».

Ковалевский был также тем человеком, благодаря которому социология стала предметом преподавания в российских вузах, хотя власти этому всячески препятствовали. Он всеми силами способствовал распространению социологических знаний в России и воспитал учеников, среди которых был выдающийся социолог ХХ века П. А. Сорокин.

20) Ролевые теории личности

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: