Конфликт между личностью и группой

Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем. Конфликты могут перерастать в межгрупповые. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, например между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

23) Концепция социального действия Т. Парсонса

Толкотт Парсонс(1902–1979)разрабатывал теорию общественного движения на макроуровне. На его взгляды большое влияние оказал Бронислав Малиновский, который разработал метод функционального анализа. Применив этот метод в социологии, Т. Парсон представил общество и его элементы при помощи выполняемых ими функций.

«Социальное действие», согласно исследователю не только определяет место элемента в структуре, но и выделяет разные уровни социальной реальности социальная система; культура; личность; организм. Любое «социальное действие» подчиняется мотивации или ценностной ориентации; помимо этого на «социальное действие» влияет несколько переменных. Если первое направляет, то второе выбирает путь.

Т. Парсон выделил переменные в виде полярных установок, определяющих спектр действия: эффективность – нейтральность; ориентация на себя – ориентация на коллектив; универсализм – партикуляризм; достигнутое – приписываемое; специфичность – диффузность.

Каждое социальное действие определяется этими пятью переменными; они организуют процесс. Социальные системы всегда взаимосвязаны и влияют друг на друга, например культура и личность. Если один из элементов системы выбивается из общей структуры, происходит реорганизация структуры или элемент исключается.

24) Социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Сам термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Наиболее развернутую теорию социального контроля разработали американские социологи Э. Росс и Р. Парк. Росс пытался найти и изучить способы достижения равновесия между обеспечением социальной стабильности, с одной стороны, и индивидуальной свободы – с другой. Он считал необходимым прежде всего внутренний этический и социальный контроль, основанный на интернализации общественных ценностей. Роберт Парк, один из основателей чикагской школы, автор «классической» социально-экологической теории, считал, что общество – это и есть контроль и согласие. Он понимал социальный контроль как особое средство, обеспечивающее определенное соотношение между человеческой природой и социальными силами.

Толкотт Парсонс в своей работе «Социальная система» определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля:

1) изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его;

2) обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы;

3) реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

Можно также выделить две формы социального контроля:

1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т. д.;

2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.

Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

25) Концепция коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Юрген Хабермас разработал теорию коммуникативного действия. Суть этой теории в том, что любой человек находится во взаимодействии. Это взаимодействие коммуникативное, целью его является достижение понимания между людьми. Понимание создает основу человеческому, социальному.

Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции и, одновременно, перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия.

Исходным и центральным пунктом этой концепции является категория «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Хабермасом как горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида. Целью теории коммуникативного действия является описание развертывания «жизненного мира» в эволюционной перспективе. Социальная эволюция, по Хабермасу, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Выделяемые Хабермасом пять стадий социальной эволюции: мифопоэтическая, космологическая, религиозная, метафизическая, современная – есть способы миропонимания. Метод и аспект телекоммуникативного действия разрабатывал Хабермас в книге «Знания и интересы». Эволюция жизненного мира приводит к возник ряда способов познания, каждый из которых, становится особой «идеологией», искажающей коммуникацию.

Субъективная структура «жизненного мира», формирующаяся вокруг личности (самоидентичности) человека, служит источником эмансипационного интереса. Этот интерес приводит к появлению «критического знания», моделью которого рассматривается исторический материализм и концепция психоанализа З. Фрейда.

Итак, теория Хабермаса представляет собой попытку соединения двух подходов – теории социального действия и теории социальной структуры. В концептуализации действия Хабермас допускает двойное упрощение, сводя действие к взаимодействию и рассматривал любое взаимодействие как эквивалент «коммуникативного действия». Он нигде так и не определяет ясно и четко механизма эволюционных изменений, относительная постоянность государственной природы также находится вне поля его зрения. Политическая сфера сводится им к простым коммуникативным связям, основной проблемой которых видится «искажение восприятия».

26) Типология общества

Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:

1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

1) общества охотников и собирателей;

2) садоводческие;

3) аграрные;

4) промышленные.

Социолог Теннис Ф. делил общества на:

1) допромышленные (сельская община);

2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.

Существует деление общества по политическим признакам:

1) демократические (гражданское общество);

2) тоталитарное (государство подавляет личность);

3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).

Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.

Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.

Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.

27) Социологическая мысль 20 века

Человеком, внесшим наибольший вклад в развитие социологической мысли XX века, можно назвать Питирима Александровича Сорокина (1889—1968). Наследие П.Сорокина огромно. Он автор более полусотни книг

Октябрьский переворот 1917 года он не принял, от политической деятельности отошел, вернувшись вновь к научной и педагогической работе в университете, возглавляя там кафедру социологии. В это время П.Сорокин издает двухтомную работу «Система социологии».

В 1922 году П.Сорокин в числе лучших представителей русской творческой интеллигенции был выслан из России без права возвращения.

Большую часть своей жизни П.Сорокин провел за границей, работая в лучших университетах США. Зарубежный период творчества ученого самый продуктивный. В это время выходят такие его фундаментальные работы, как «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), 3 тома «Систематической антологии сельской социологии» (1932). Начиная с 1936-го по 1940 год по одному тому в год выходит «Социальная и культурная динамика», работа, принесшая мировую известность П.Сорокину.

В противовес марксистской теории классов и классовой борьбы П.Сорокин ввел в социологию понятие социального пространства и социальной стратификации. Последняя — это основная характеристика цивилизованного общества, отражающая его структуру.

Кроме этой характеристики для понимания сущности современного общества, по П.Сорокину, необходимо ввести понятие «социальная мобильность». Характер последней дает представление о типе того или иного общества.

Современником П.Сорокина, ученым, заложившим основу целого направления современной социологической мысли, был Толкотт Парсонс (1902—1979), американский социолог-теоретик, автор таких работ, как «Структура социального действия» (1937), «Очерки чистой и прикладной социологической теории» (1949), «Социальная система» (1952), «Исторический и сравнительный анализ» (1967) и др. Концепция, разработанная ученым, получила название «теория структурно-функционального анализа».

Т.Парсонс исходил из посылки, что любое общество — это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций. Это: адаптивность — любая система приспосабливается к среде; целедостижение — она определяет и реализует поставленные цели; интеграция — она связывает все элементы и их функции воедино; удержание образца — система создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.

Основой стабильности социальной системы, по Т.Парсонсу, является взаимодействие систем и подсистем между собой и со средой их обитания.

Развитие мировой социологической мысли второй половины XX столетия характеризуется возникновением ее различных направлений и школ.

28) Социальные функции и статус личности

Функции социальной психики:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

29) Общество как объект рассмотрения социологии

Социологические теории разделяются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциологию), теории среднего уровня (макросоциологию, изучающую крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциологию, исследующую межличностные отношения в повседневной жизни). Проблемный блок (Что такое общество?) включает в себя комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое отражение в многочисленных версиях ученых, в теориях социально-демографического и социально-классового устройства общества. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на две группы: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию с циклами возрождения и упадка.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет концепции на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические).

С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями (позитивизм, социализм К. Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории).

В мегасоциологии по вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили два подхода: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Морган, Ф. Энгельс, Ф. Теннис, Р. Арон, Д. Белл и др.). По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинную;

2) рабовладельческую;

3) феодальную;

4) капиталистическую. Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще всего сводится к территориальному (например, европейское общество или цивилизация), либо религиозному (например, исламское общество).

30) Теория элиты В. Парето

В. Парето пытался при помощи социологии объяснить некоторые «нелогические» процессы в экономике и политике. Он представлял общество как систему, в которой происходит циркуляция элит, их интересов, «дериваций» и т. д. Много внимания уделял «общественным элитам», считая, что именно циркуляция элит характеризует движение социальной системы и определяет ее форму.

В. Парето в основе социального развития видел «циркуляцию элит». Это связано с тем, что общество представлялось исследователю как система, главными элементами которой являются «осадки», интересы, «деривации», «социальные элиты и их циркуляция».

Под «осадками» он понимал те моральные, психологические, эмоциональные установки, которые влияют на поведение индивида и характеризуют иррациональность поступков. Интересы – это цели, которые преследует индивид или группа, они могут быть рациональными или под серьезным влиянием «осадков». «Деривации» – продукт деятельности индивида, а чаще всего группы, когда иррациональное поведение пытаются представить как рациональное, ища объяснения своим действиям. Эти элементы системы зависят от социальных элит, которые сформировались входе имущественного расслоения и перераспределения власти в обществе. Именно социальные элиты являются основой существования «дериваций». Согласно исследователю, элиты постоянно сменяют друг друга, приводя в движение социальную систему. Старая элита заменяется на новую происходит отмирание старых «осадков» и «дериваций», однако появляются новые. Связано это с тем. что, выделившись из народа, новая элита все дальше от него удаляется, и приходится придумывать рациональные объяснения. Элита формирует общественные «деривации». Когда они перестают удовлетворять общество, возникает новая элита. Это приводит к социальной борьбе и развитию общества.

31) Понятие социального института

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам.

32) Многообразие социальных общностей

Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности формируются согласно сложившимся обстоятельствам. Социальные общества делятся по следующим признакам:

1) половому; 2) этническому; 3) профессиональному; 4) по количественному показателю; 5) по времени функционирования. Например, по количественному признаку – семья, род, группа, класс. По времени функционирования – долговременные, кратковременные.

Социальные общности подобно социальным организациям зависят от интересов и потребностей общества. Социальные общности могут также служить показателем степени разделения труда в обществе, так как интересы индивидов, которые они выражают, формируются в зависимости от производственных причин и отношения к собственности на средства производства. Социальные общности выполняют в общественных отношениях, кроме определения общественных интересов, важные функции: консультативные, директивные, регулятивные. Социальные общности приобретают наибольшее влияние в демократических обществах. Их требования выражаются в общественном мнении. На основе общественного мнения происходит формирование новой социальной структуры, социальных организаций.

Понятие «социальная группа» имеет в социологии несколько значений. В широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество В узком – это многочисленная совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных интересов и целей. Социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.

Виды социальных групп:

1. По количеству членов: большие (от 20 человек и более); малые (от 2 до 15–20 человек). Особенности – малочисленность, прочность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей и др.

2. По уровню действия: первичные (пер вичное связующее звено между личностью и обществом; это небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие отличаются особой эмоциональностью и неформальностью межличностных отношений, пример – семья, компания друзей, спортивная команда и др.); вторичные (большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных и др.), например партии, профсоюзы).

3. Прочие виды: социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семья и др.); этносоциальные общности (нации, кланы, народности племена, национальные и этнографические группы) социально-профессиональные общности; религиозные и др.

33) Понятие социальных действий

Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие.

Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов поведения.

Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В качестве социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей и на использование их поведения для достижения поставленной цели.

Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка. Ценностнорациональное действие, по М. Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям – даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, значит, мы имеем дело с ценностнорациональным действием.

Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, т. е. подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Аффективное действие – наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние: вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были.

34) Социальные функции культуры

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

35) Понятие социальной группы

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социальные общности – это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов – это формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

1) статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа;

2) реальные;

3) массовые (агрегаты);

4) групповые (малая и большая социальные группы).

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий.

Групповые общности – большие и малые социальные группы.

К большим социальным группам можно отнести:

1) этнические общности (расы, нации, народности, племена);

2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни);

3) социально-демографические общности (разделяемые по половозрастным признакам);

4) социальные классы и социальные слои

(совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

36) Социокультурные особенности развития современного общества

37) Социальное развитие

Первоначально необходимо понять разницу между понятиями социального развития и социальных изменений. Понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены в социальной сфере общества безотносительно к ее направленности, понятие же «социальное развитие» не только фиксирует сам факт социальных перемен, факт социального изменения, но и содержит определенную оценку этого изменения. Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Социальное развитие как реальный процесс характеризуют три взаимосвязанные черты – необходимость, направленность и закономерность. Необходимость означает постоянство процессов накопления качественных и количественных перемен, направленность – ту линию или линии, по которым совершается необходимость, закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития – время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Только с течением времени выявляются основные черты социального развития.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др.

В истории общества существует две точки зрения на прогресс. Во-первых, абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества в целом и отдельных его сфер. Прогресс неостановим и необратим. Во-вторых, отрицание возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, отрицание самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальных институтов по сравнению с другими. Наличие дискуссии вокруг понятия «прогресс» применительно к социальным изменениям в значительной степени обусловлено тем, что само понятие действительно несет в себе ценностный смысл. А поэтому мнения по вопросу о допустимости в научной социологии ценностных суждений у многих ученых опять разделились.

Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом.

Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития.

Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Важно, чтобы прогресс имел гуманистическую направленность, т. е. был обращен к человеку, обществу, на их благо.

38) Понятие социальной стратификации

Неравенство – это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ресурсам. Для описания системы неравенства применяется понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов. Признаки социальной дифференциации:

1) половозрастные характеристики;

2) этнонациональные характеристики;

3) вероисповедание;

4) уровень доходов и др.

Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует образованию социальных конфликтов.

В западных обществах сокращение социальной дистанции происходит через средний класс (мелких и средних предпринимателей, преуспевающей части интеллигенции, рабочих предприятий, мелких собственников), который является гарантом стабильности.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и т. д. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества.

Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» – «слой», «facere» – «делать»). Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж.

Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.

В 20-х гг. ХХв. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично – с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее – у основания. Основы теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др.

Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет.

В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации:

1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;

2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга;

3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации.

39) Основные социальные процессы

Социальный процесс – совокупная деятельность институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своей социальной деятельности, определяющей общественную жизнь. Социальный процесс представляет собой циклическое, эволюционное развитие.

На развитие общества влияют три основных фактора: территория, особенности самого общества, его элементы. Территория определяет исторически складывающиеся границы осуществления социальных процессов. На их развитие оказывают влияние климат, ландшафт, географическое расположение. Общество может быть относительно стабильным или динамично развивающимся; от этого зависит характер совершения социальных процессов.

Социальные процессы имеют несколько стадий своего развития:

· институализация – процесс формирования органов социальной системы. Ими являются социальные институты, социальные организации и движения;

· стратификация – разделение общества на социальные слои. Общество неоднородно. в нем выделяются различные группы людей, обладающие разными экономическими, культурными, правовыми возможностями. Поэтому необходимо разделение общества на отдельные слои или страты;

· самовоспроизводство – воспроизведение компонентов и признаков социальной системы в процессе ее функционирования. Социальная система обладает механизмами социальной динамики и социальной статики. Поэтому на каждом новом этапе развития она не копирует себя, а обогащается новыми свойствами.

Этот процесс не отменяет того, что уже было заложено в ней, но повторяет ее свойства и структуру на новый лад;

· контролирование – проверка действий социальной системы общества. Она осуществляется с помощью выработанных в обществе традиций, норм,санкций.

Эти стадии социального процесса характерны и проявляются в разной степени в каждой из его форм:

· кооперация – совместная деятельность людей, характеризующаяся осознанием необходимости в сотрудничестве. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей;

· конкуренция – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами;

· приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей, эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей. Приспособление формирует тип поведения, пригодный для жизни в изменившихся условиях;

· ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс. В нем каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему престижу размерам. Ассимиляция ослабляет конфликты между группами, соединяя их в одну большую;

· конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося к тем же вознаграждениям.

40) Теория Р. Дарендорфа

Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992). Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным и постиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту и значимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений в обществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).

Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: