Фонетич. система РЯ. Вокализм. Консонантизм. Звуки в потоке речи, их взаимодей-е, модификации

Фонетика - раздел яз-я, в кот. изучаются звуковые средства яз. Центр. место в Ф. занимает учение о звуках, их артикуляционной, акустической и fонал. характеристиках. Кр. того, в Ф. изуч-ся звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация. Особым разд. Ф. явл.орфоэпия, в кот. описывается совокупность норм лит. произношения.

Принцип. отл.Ф. от др. лингв. дисциплин в том, что она изучает яз. ед-цы, природа кот. материальна. Эти ед-цы характ-ся тем, что, с 1й ст., они лишены знач-я, а с др.- эти ед-цы, становясь ед-ми грамматики суффиксом глагола 3 л. прош. вр. -л: ходил) или лексики (например, вопросительное А?).

В РЯ 2 гр. звуков - глас. и согл. С артикул. т.зр. их различие в след.:

а) при обр.гл. воздушная струя свободно проходит ч/з полость рта, при образ-и же согласных образ-ся преграда (смычка/щель);

б) гласные в отл. от согласных характеризуются > однообразной формой тела языка; для РЯ характерно произношение гласных при опущенном книзу кончике языка и с выгнутой кверху спинкой. Соглас. образуются при > сложных движениях языка.

в) при образ-и глас. отмеч-ся общее («разлитое») напряж-е, при произнош-и же соглас. напряжение локализовано в месте образ-я преграды;

г) глас. и согл. различ-ся силой выдых. струи возд.

ВОКАЛИЗМ

Глас. образ-ся сп-бом своб. прохода воздуха; при артикул-и глас. - воздуш. струя слабая. В РЯ гласные классифицируются по 3 признакам: 1) ряду, 2) подъему, 3) нал/отс лабиализации.

КОНСОНАНТИЗМ

Осн. признаки согл. - место и способ образ-я. Итак, согл РЯ классиф-ся по 5 призн: 1) по месту образ-я; 2) по способу образ-я; 3) по участию шума и тона; 4) по нал-ю/отсут-ю палатализации; 5) по нал-ю/отсут-ю назальности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ

Обыч. речь сост-т не из изолир. звуков, а предст-т собой непрерыв. реч. поток, т. е. сочет-е звуков. При этом артикуляция 1 звука накладывается на артикуляцию соседнего звука.

Артикул-я каж. звука сост-т из одноврем. работы неск. органов речи. Работа каж. из них (н-р, голос. связок, языка, губ и т. д.) не прекращ-ся по окончании реализ-и дан. звука, а продолж-ся при образов-и след. звука. Поэтому в потоке речи начало и конец работы того/иного органа речи не обяз-но совпадает с началом и концом произнес-я того/иного звука. Обычно подготовка органа речи к произнесению след. звука м. начинаться раньше, чем закончился предшеств. звук. Т.о., звуки в потоке речи оказ-т влияние др. на др. Совок-ть усл-й, в кот. реализ-ся и взаимодей-т зв. в потоке речи, образуют фонетич. позиции.

МОДИФИКАЦИИ СОГЛ. В реч. потоке сочетаются зв.раз. рода (согл. с гл.) и звуки 1 и того же рода (согл. с согл., глас. с глас.). И в том и в др. случае звуки оказывают др. на др. опред. влияние, кот. выражается во взаимном приспособлении (адаптации) звуков по тому/иному признаку. Пример подоб. адаптации - смягчение согласного, предшествующего мягкому соглас. (т.наз. ассимиляция по признаку твердости - мягкости), н-р: [с'т']ена.

Адаптация выр.в том, что согл. становится лабиализованным, при его произн-и вытягиваются и округляются губы.

В РЯ возможны следующие сочетания глухих и звонких шумных: а) глухой + глухой и б) звонкий + звонкий.

При сочет-и 2 согл., 2й из кот-х мягкий, возникает ассимиляция по признаку тверд-ти—мягк-ти.

МОДИФИКАЦИИ ГЛАСНЫХ

Глас. звуки под влиянием соседних согл. сильно изменяются. Наибол. влияние на глас. оказывает предшествующий согласный. Изменения гласных, вызванные влиянием соседних согласных, являются комбинаторными. В РЯ языке они наи> ярко выражены в процессах аккомодации.

В каж. глас., стоящем м/у соглас., м.условно выделить 3 фазы: экскурсию, экспозицию и рекурсию. Под влиянием соседних мягких согл. на участке экскурсии и рекурсии образуются скользящие звуки (глайды).

Итак, аккомодация гласных — это приспособление глас. к соседним соглас., кот. выражается в появлении скользящих звуков в экскурсии и рекурсии гласных.

Различаются 3 вида аккомодации: прогрессивная, регрессивная и прогрессивно-регрессивная.

Из 3 видов акком-и в РЯ наи< сильной явл-ся регрессивная, > сильной — прогрессивная: в РЯ влияние согл. на глас. в пределах 1 и того же слога значит-но сильнее, чем влияние согл. др. слога. Глас. РЯ м. нах-ся в 4 позициях по отн-ю к стоящим рядом с ними согл.:

I. tat

II. tat

III. ta't'

IV. t'a't'

Гласные РЯ м.б. разделены на 2 группы в завис. от того, в каких позициях они подвергаются аккомодации, и по х-ру самой аккомодации. В 1ю группу входят гл.[а], [о], [у]; во 2ю — [е], [и].

Общей особен-ю аккомодации гл-х [а], [о], [у] явл. то, что артикуляция этих гл.становится > передней.

В отл. от гл. [а], [о], [у], гласные [и], [е] не испытывают аккомодации во II позиции. В этих поз. звучание [и] и [е] близко к их звуч. в изолир. положении: [п'ил], [м'ил]ьш.

Функционально-значимые ед-цы звуковой системы. Аспекты фонетики. Особ-ти фонологической системы РЯ как языка консонантного типа. Определение фонемы. Дифференц-ые и интегральные признаки фонемы.

Звуковые единицы фонетики: на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментными единицами наз-ся такие, кот. располаг-ся в линейной последоват-ти. Такими единицами пр. вс. являются звуки. Сочетания звуков образуют др. сегментную единицу — слог. Слоги входят в состав слова. Суперсегментными характ-ют не отд. звуки или слоги, а > крупные единицы — слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются ударение и интонация.

2 АСПЕКТА ФОНЕТИКИ. ЗВУК РЕЧИ И ФОНЕМА

Звуки речи явл-ся материальными знаками, при помощи кот. осущ-ся осн., коммуникативная f языка. Звуки речи рассматриваются в Ф. с артикуляционно-акусти-ческой и функциональной (лингвистической) стороны. Соотв. в Ф. выд-ся 2 аспекта — фонетический и фонологический.

Фонет. асп. предпол-т изуч-е звуков с материал. стороны как явл-й артикуляционно-акустических. В этом случ. исслед-ся, какими органами речи образуются звуки, как взаимодействуют органы в процессе говорения, т.е. изучается рече-образование ч-ка, а также физич. характ-ки звуков речи — высота, интенсивность, длительность и т. д.

Фонол.асп. Ф. изучает собственно лингвистическую сторону звуков, а именно то, какую функцию выполняют они в процессе коммуникации как знаки для образования и различения слов.

Соответ-но 2 выделенным асп.в изуч. звук. стороны языка Ф. (в широком смысле) делится на 2 раздела: фонетику (в узком смысле) — фонет.асп. — и фонологию — фонол.аспект. Ед. фонетики является звук речи, единицей фонологии — фонема. Если кол-во произносимых звуков безгранично, то кол-во фонем в каж. яз. м. точно подсчитать (так же как и кол-во букв в алфавите).

ОСОБЕННОСТИ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЯ КАК ЯЗЫКА КОНСОНАНТНОГО ТИПА

В рус. фонол. сист.опр-ю роль играют согл., тогда как вокализм оказывается в подчиненных отношениях к консонантизму: 1) согласных фонем (т. е. их количество) превышает состав гласных фонем, это означает, что и для образования и их форм, и для их различения у согласных во много раз > возможностей, чем у гласных. Т.е. информативность согл. РЯ языка намного выше информативности глас. 2) в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем. Играя определяющую роль в системе, консонантизм РЯ характ-ся четкой организацией фонем, входящих в его состав, в относительные ряды, образуемые парами фонем, противопоставленных друг другу одним ДП.

Важнейшей типологической особен-ю РЯ в области консонантизма является объединение бол-ва согл. фонем в 2 соотносительных ряда — в ряд парных твердых — мягких согл. фонем и в ряд парных глухих — звонких согл. фонем; вне этих 2 рядов остаются только единичные фонемы. Ряд твердых — мягких и ряд глухих — звонких парных согласных фонем образуют ядро фонолог. системы РЯ и определяют все осн. ее особенности; вокруг этого ядра концентрируются все остал. фонолог. единицы. В самом же ядре гл. роль играет противопоставление согл. по признаку твердости — мягкости, так как, во-1х, в это противопоставление втянуто наибол. количество согласных фонем, а во-2х, именно твердые — мягкие согл., оказывая наи> существен. влияние на соседние с ними глас., обусловливают все своеобразие реализации в потоке речи аллофонов глас. фонем.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИКИ

В этом аспекте звуковые единицы рассматриваются как fонально значимые, или как фонемы".

Фонема как ед-ца fонального плана реально воплощается, или реализ-ся, в звуках речи, кот. являются материал. ее выражением.

ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ Выступая в речи, звук. ед-цы служат для образования и различения слов и форм.

Фонема — это такая структ. ед-ца звук. системы яз., кот. образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и кот. отличается от др. фонемы по составу этих конститутивных признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки звук. ед-цы в определение фонемы не входят.

Фонема — это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу > высокого порядка, инвариант этих обобщенных звуков.

Общее определение фонемы м.б. сформул-но след. образом: фонема — это структ. ед-ца звук. сис-мы языка, кот., служа ср-вом образования слов и форм слов, м. самостоят-но различать эти слова и формы, противопоставляясь др. фонеме в тождеств. фонетич. позиции совокупностью присущих каж. из них конститутивных признаков, и кот. реально предст-на звуками речи, являющимися ее аллофонами.

ОБОБЩЕНИЕ АЛЛОФОНОВ В ФОНЕМУ

Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в кот. она реально выступает, а аллофоны вкл-т в себя и переменные, позиционно обусловленные признаки, то, =>о, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, кот. и выполняют в языке роль различителей слов и форм слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: