Словосочетание. Объем, формал. и смысл. организация. Типы

Словосочетание - синтаксич. конструкция, образ-я соединением 2-х и более знаменательных слов на основе подчинит-ной грамматич-кой связи. (узкий).

Но в истории изучения сож-сь еще 2 подхода: 1) это соед-е 2 знаменат. слов на основе сочинит. и подчинит. связи. (Белошапкова- средний-широкий); Возражения этой концепции не логич., а скорее методич. 2) сочетание 2 слов(знаменат-х)- методически нецелесообразный(этимологич.).

Словосочетание как любая неодночастная синтаксич.ед-ца обладает своей структурной схемой (формально-организованной). Стр-ная схема- отвлеченный образец, по кот. Может быть построена множество однотипных единиц. В понятие формальной организации вкл-ся следующие конкретные хар-ки: 1) какое слово- главное, какое- зависимое; 2) морфологич. Выраженность главного и зависимого; 3) тип связи между главным и зависимым; 4) средства синтаксич. Связи(падеж, предлог); 5) порядок слов(фиксир-ный и нефиксир-ный).

Тип модели словос-я избир-ся в зависимости от цели исследования. Модель м.б. более абстрактная или менее абстр. (конкретная).Чем больше хар-к учтено в модели, тем конкретней модель(тем меньше ед-ц можно построить на этой модели. Словосочетание обладает формал. организ-ей, т.е. строится по опр. структ. схеме, представляющей собой отвлеченный образец словосоч-я min конструкции, по кот. оформляются мн. словосоч-я с раз. лекс. наполнением главного и зависимого компонентов.

Кол-во возм. реализаций структ. схемы словосоч-я, различ-хся лексич. наполнением, в принципе исчислимо, но в той же степени приближения, что и кол-во слов в языке. Оно различно для раз. структ. схем словосоч-й, т.к. среди них есть и такие, кот. допускают шир. варьирование лекс. наполнения гл. и завис. компонентов, и такие, кот. допускают крайне незначит. их варьирование. Ср. словосочетания типов рисовать берёзы и рисовать неделю в первом типе лексич. наполнение завис. компонента в соответ-и с сем-кой и лексич. сочетаемостью глагола м.б. оч.разнообразным; во 2м типе лексич. наполнение завис. компонента строго ограничено лексемами темпорального значения. Что касается гл. компонента (глагола), то в словосочетаниях 1го типа им м.б. любой прямопереходный глагол, а в словосочетаниях 2го люб. глагол, в семантику кот. входит значение длительности.

Структурная схема словосочетания включает в себя: 1) средства синтаксической связи, на основе которой образовано словосочетание; 2) характеристики компонентов словосочетания, обязательные для их соединения на основе данного вида связи; 3) порядок слов, уточняющий синтаксическую связь.

На основе определенной связи м.б. соединены в словосоч-е далеко не люб. компоненты. Чтобы связь реализовалась и возникло правильное словосочетание, н. определ. условия. Ограничения м.б. связаны либо с граммат. и словообразоват. свойствами соединяемых компонентов, либо с их семант. свойствами (или с тем и др. одновременно). Так, словосочетание типа рисовать берёзы, построенное по образцу, возникает тогда, когда в его составе соединяются глагол (именно глагол, а не просто слово со знач-м действия, в частности не имя; ср. рисование берёз), и при этом глагол прямопереходный (не косвеннопереходный; ср.: любоваться берёзами, смотреть на берёзы), с формой В.п. сущ., имеющей синтакс. значение ближайшего объекта. Сочетание с др. возможным при дан. глаголе падежом, н-р с Т.п. в значении орудия (рисовать тушью) или с В.п. в лексико-семант., в частности темпоральном, значении (рисовать неделю), дает др. словосочетание с тем же глаголом, построенное по др. образцу, кот. предъявляет и иные требования к компонентам словосоч-я. О том, что словосочетания рисовать берёзы и рисовать неделю построены по разным образцам, свидетельствует то, что их м. объединить в 1 сложном словосочетании неделю рисовать берёзы. Это наглядно показывает, что две формы винительного падежа занимают раз. позиции при глаголе. Образец, по кот. построено словосоч-е рисовать неделю, требует от глагола значения длительности; ср. возможность словосочетаний нарисовать берёзы, нарисовать тушью и невозможность словосочетания "нарисовать неделю" '. Символически этот образец м.б. представлен как VimperS4temp, где индексы при символах, обозначающих принадлежность компонентов словосочетания к частям речи, передают их свойства имперфективность глагола и темпоральное значение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: