double arrow

Социально-политические учения Т. Гоббса и Дж. Локка.


Т.Гоббсом была разработанная концепция естественных прав и общественного соглашения. Сущность концепции естественных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен зариться на естественные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в естественном (то есть додержавному) состоянии. Это состояние Т.Гоббс умов как “войну всех против всех”. Единство государства, общества, правительства, народа – центральная концепция “Левиафану”. Приобретением теории политической культуры стали сформулированы Гоббсом 19 “естественных законов” – правил человеческого сожительства, общественных регуляторов – нормативов, основными среди которых он считал общечеловеческую максиму: “не делать другого того, чего не видел бы, чтобы было сделано относительно тебя”. Превращая моральные (естественные) законы в гражданских, Гоббс фактически лишает мораль ее специфической регулятивной функции, отождествляет ее с политикой. Підпорядковуючи ее заданию государственной целесообразности. Не случайно образ “Левиафана” стал именительным для характеристики тоталитарных, антигуманих политических режимов. Власть монарха не подлежит любому контролю, он стоит над законом. Гоббс уверен, что государство – это и есть общество, а общество – это есть государство, которые стоят над человеком. По мнению Гоббса, все, что нужно для спасения, содержится в двух добродетелях: вере в Христа и подчинении законам. Смысл политической концепции Гоббса заключался в разработке сценария авторитарной модернизации, которая предусматривает жестокое ограничение политической свободы при сохранении и гарантировании свободы экономической. Политические идеи Гоббса повлекли влияние на последующее развитие цивилизации.

Джон Локк (1632-1704)

Английский философ и политический мыслитель, развил государственно-правовые концепции Нового времени также, как и Т.Гоббс, разработал концепцию естественных прав и общественного соглашения. Но он подчеркивал мирный характер людей в естественном состоянии, однако не исключал возможность возникновения угрозы существованию естественных прав людей. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей “минимальные” полномочия, храня при этом индивидуальные особенности.




Государство, по мнению Дж. Локка, возникают там, где свободные люди отказываются от естественного права на самозащиту, на наказание насильников и передают его обществу. Причина, которая вынуждает перейти от естественного состояния к гражданскому, заключается в ненадежности прав в естественном состоянии, где акцент смешивается на субъект реализации, а потому право здесь всегда релятивно, подвластно отдельному субъективному духовые. Цель государства – это сохранение свободы и собственности, государство ставит своим заданием продуцировать законы, карать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и союзную (федеральную). Дж.Локк требовал четкого отделения власти исполнительной от законодательной. Следовательно, Локк выставляет требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которого таким образом, хранит естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политический строй общества наблюдается стремление приспособить теорию к той форме правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.



Согласно Дж.Локком, власть разделяется на законодательную, исполнительную и федеральную. Первая устанавливает нормы поведения граждан. Вторая принимает меры относительно применения законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отмежет от исполнительной.

Суть локковської концепции заключается в том, что он будет постулировать неразрывную взаимозависимость основных политических и экономических прав человека. Без частной собственности человек не в состоянии удовлетворить свои потребности как человека. Дж. Локк выступает фактически как теоретик конституционных прав, при которых законы и исполнительная власть покорены правовой форме государства и естественному праву. Локк – защитник политических прав и свобод человека и гражданин, как таковых, которые выплывают по естественным правам, становятся ограничителями полномочий государства. Дихотомия, “лицо-государство” развязывается Локком в интересах первого элемента – лица. Права человека преобладают над любыми.

Основные политические взгляды Дж. Локка : первичным видом человеческого единения считал “естественное состояние”, в котором люди являются свободными и ровными, руководствуются естественным законом, установленным Богом; потребность в регламентации отношений собственности становится главной причиной формирования общества; отказавшись от части своих естественных прав, люди заключают между собой общественный договор, образовав гражданское, а затем и политическое общество (государство); государство выступает гарантом естественных прав, суверенитет защелкивающийся за народом; гарантия воплощения свободы – ровный для всех, обязательный и постоянный закон; общество и государство – не одно и тоже, общество может создать другую, более совершенную власть; необходимый раздел полномочий между законодательной и исполнительной властями.

По второму вопросу следует отметить, что политические учения эпохи Просветительского следует начать с того, что в них можно найти: развитие гуманистических начал в политической теории освобождения ее от теологии; анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического уклада общества.

22. Философские идеалы и основные представители французского Просвещения XVIII века.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: