Философия свободы Н. Бердяева

Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.

Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы.

Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития.

Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода.

Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение. Свобода для Бердяева тесным образом связана с понятием творчества.

Свобода и творчество — это образ и подобие Бога в человеке. Образ Божий — это свобода, человек несет в себе ту свободу, с которой Бог сотворил мир, и поэтому человек является продолжателем этого миротворения. А творчество — это подобие, человек может создавать нечто совершенно новое. На этом Бердяев разошелся со своим другом Булгаковым — одно время их называли Булдяев и Бергаков, настолько они были похожи по образу своих мыслей. Булгаков — политэконом, и он считал, что человек не создает ничего нового, а лишь припоминает то, что уже создал Бог. А Бердяев полагал, что человек может уподобиться Богу и быть не только управляющим некоего невидимого хозяина на земле, но и полноправным хозяином.

Философия свободы.

По мнению Бердяева, свобода не имеет основ ни в природной необходимости, ни в социальной необходимости. Он выдвигает идею, что свобода как таковая предшествует всякому бытию. Человеческая свобода коренится не в теле и не в душе человека, а в духе. Свобода, которая существует до всякого бытия (добытийственная, безкачественная свобода) не имеет каких бы то ни было определений. Она может развиваться во всех направлениях.

Бердяев использует термин Ungrund (перев. - бездна)., заимствованный у немецкого философа Бёме. Всякому бытию, мировой данности предшествует иррациональная стихия, бездна, иррациональная свобода. Бердяев интерпретирует этот термин и как «ничто». Из иррационального «ничто» появляется бог. Далее бог, используя «ничто», ungrund, создает мировую данность и человека. Таким образом, у Бёме свобода производна от бога, то у Бердяева свобода предшествует Богу и всякому бытию. Таким образом, у Бердяева снимается всякая ответственность бога за то зло, которое происходит в окружающем нас мире, ибо источник всякого добра и зла – иррациональная свобода (ungrund).

В свободе коренится возможность зла, поэтому за зло в окружающем мире ответственен не бог, а сам человек, которые в рамах своей свободы может реализовать как возможность добра, так и возможность зла. Ряд исследователей творчества Бердяева (в частности, философ – интуитивист первой трети XX в. Н. О. Лосский) помимо иррациональной свободы выделяет две разновидности человеческой свободы: рациональную свободу и христианско-религиозная свобода. Рациональная свобода связана с выбором и принятием человеком определенных морально-нравственных ценностей общества. Поэтому Лосский интерпретирует её как рациональную свободу.

Христианско-религиозная свобода основана на любви к Богу. Философия творчества. Бердяев здесь придерживается христианской традиции: в Библии написано, что бог создал человека по своему образу и подобию, эту же мысль воспроизводит и Бердяев. Поскольку человек подобен Богу, у которого есть творящие функции, то и человек обладает способностями к творению. Смысл человеческой жизни Бердяев и видит в этом творчестве. Результатом творческой (а не всякой) деятельности является создании чего-то нового (новых материальных или духовных ценностей, которых в мире раньше не было). Сам акт творчества рассматривается Бердяевым как индетермированный, а не детерминированный акт.

Именно в акте творчества человек может осуществить прорыв сквозь природную и социальную необходимость. Бердяев рассматривает творчество с помощью категорий небытие и бытие. Творчество – это переход небытия в бытие посредством акты свободы. В самом деле, если речь один о новых продуктах творчества, чего раньше не было в мире, то до того, как его нет, оно существует в состоянии небытия, а когда оно появляется – переходит в состояние бытия. В творческом акте происходит эманация свободы (эманация – термин, которые использовали неоплатоники, см. эллинистическо-римский период философии).

В последние годы своей жизни Бердяев писал, что его философия творчества и философия свободы носят достаточно аристократический характер. С одной стороны, он писал, что свобода и творчество – элементы любого человеческого существа. С другой стороны, у народа, который непосредственно участвует в производстве, творческий акт не наблюдается. Например, о каком творчестве речь может идти в конвейерном производстве?Бердяев писал, что народу свойственна не свобода критического мышления, а вера во внешние авторитеты.

В определенном смысле Бердяев прав. История человечества XX и начала XXI в. показывает, что народ – стадо баранов. В своё время демократическим путем был избран Гитлер. В рамках философии творчества Бердяев сопоставляет науку и философию. Он пытается выяснить, есть ли у них творческая миссия в жизни человека и человечества. Бердяев не отрицает, что в научном и философском познании есть творческий акт, но выполняют ли они творческую миссию в жизни человека? Он приходит к следующему выводу. С одной стороны, человек, чтобы существовать и развиваться, должен ориентироваться в мировой данности, которая «напирает» на него со всех сторон. Наука – это и есть орудие приспособление к этой мировой данности.

Бердяев писал, «науки познаёт необходимость через приспособление к мировой данности и через саму необходимость». Если человек остаётся на почве науке, то он остаётся в рабстве у необходимости. Наука абсолютно ничего нового не добавляет мировой данности. Она не может преобразовать необходимость и изменить её. Такую миссионерскую задачу в жизни человека и выполняет философия.Философия придает смысл человеческой жизни. Если науку интересует сущее (наука анализирует различные аспекты сущего), то философию интересуют также идеалы человека, человеческие цели, а также должное. Философия познает бытие из человека и через человека. Наука же познает бытие вне (отрешенно от) человека. Для философии бытие – это дух, а для науки – природа. Для философии человек - это субъект, а для наука – объект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: