Марксистская философия.
Возникла в 40-ые годы XIX века в Германии и представляет собой мировоззренческую систему: философия экономики, социально-политическое учение.
Эта философия поставила перед собой задачу изменить мир. "Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (Маркс).
Родился в городе Трир в еврейской семье. Поступил в Берлинский университет на юридический факультет. Проявил интерес к философии и защитил докторскую диссертацию по философии. Работал редактором местной газеты, за статьи, враждебные к религии, газету закрыли, а Маркс эмигрировал во Францию, где в 1844 г. встретился с Фридрихом Энгельсом. Маркс и Энгельс вступили в организацию "Союз коммунистов" с программой написанной ими же. Знаменитый эпиграф этой организации - "Пролетарии всех стран соединяйтесь".
Сочинения: "Капитал" – главный труд, в котором исследуется капитал и способы производства.
Экономико-философские рукописи (1844) – в них рассматривается проблема отчуждения человека в обществе.
|
|
Фридрих Энгельс (1820-1895)
Родился в семье текстильного фабриканта, где и работал по настоянию отца. Мог свободно говорить и писать на 12 языках, а читать на 20. Проходил службу в армии, в артиллеристском полку, где и проявил интерес к военному делу. Посещал Берлинский университет в качестве вольного слушателя, называл себя самоучкой по философии. Поработав в Англии на мануфактуре своего отца, познакомился с рабочим классом в результате чего у него начали формироваться коммунистические идеи.
Сочинения: "Анти-Дюринг" - критика Дюринга, но излагал и свою философию.
"Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии" - критика философии Фейербаха.
"Диалектика природы" - впервые издалась в 1925 г. в СССР, попытка философского анализа важнейших естественнонаучных открытии.
Философия марксизма - диалектический материализм (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).
Философским достижением Гегеля Маркс и Энгельс считали его диалектику, т.е. попытку представить весь духовный, социальный и т.д. мир в виде процесса, но у Гегеля диалектика была идеалистической, т.е. он признавал первичным духовное развитие, а вторичным – природное. Маркс назвал это мистификацией: "У Гегеля диалектика стоит на голове, надо ее поставить на ноги", т. е. первичным признать материальное начало.
Таким образом, Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику.
Марксизм - своеобразная творческая переработка материализма (У Фейербаха - диалектический материализм). Философия Маркса - исторический материализм - материалистическое понимание истории, сущность, которого заключается в следующем: " Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот - их бытие определяет сознание " - К.Маркс.
|
|
Материалистическое понимание истории:
Главной философской новацией марксизма явилось материалистическое понимание истории или исторический материализм, то есть материализм был распространен на понимание человеческой истории и общества. Движущие причины материализм видел не в духовном начале, а в материальной жизни людей, что материальное производство является главной сферой жизни человечества определяющей развитие всех других сфер. Сущность этого была сформулирована Марксом: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ".
Общественное бытие - материальная жизнь общества и, прежде всего, производственно-экономические отношения.
Маркс вывел понятие способа производства, который включает 2 стороны:
- Производственные силы.
- Производственные отношения, главным из которых является отношение собственности.
Маркс вывел закон соответствия производственных отношений: Производственные отношения всегда соответствуют своим производственным силам.
Производственные силы элемент наиболее подвижный, а производственные отношения более стабильные, консервативные. Природа приводит к тому, что все становится тормозом. Это производство надо заменить.
Подчеркивая важность производственных экономических отношений, Маркс употреблял термин " базис ". А над базисом возвышается надстройка, то есть совокупность общественных идей и соответствующие им учреждения и организации.
Взаимосвязь:
- Экономический базис определяет содержание и структуру надстройки, это значит, что господство в базисе позволяет господствовать и в надстройке.
- Надстройка обладает относительной самостоятельностью и активностью и может оказывать обратное влияние на базис и экономику. На них могут влиять косвенно все идеи, но непосредственное влияние оказывают формы надстройки: политика, государство, право. Государство может управлять экономикой, особая роль здесь была у политики. Если бы политическая власть не была бы столь бессильной, не было бы такой ожесточенной политической борьбы.
- Базис и надстройка - общественно-информационные структуры.
Общественно - политические формации обозначают исторически конкретный тип общества, основанный на определенном способе производства. Периодизацию всемирной истории марксизм строит, как периодизацию способов производств. Всего 5 общественно - политических формаций:
1) первобытно - общинная
2) рабовладельческая
3) феодальная
4) капиталистическая
5) коммунистическая
Марксизм признавал прогресс в истории, для него прогресс способов производства и смена формаций происходит в результате социальных революций. Это характерно для той эпохи, поэтому марксисты считали, что революционный способ смены формаций является единственно правильным. Они призывали к классовой борьбе, революции, к диктатуре пролетариата. Мыслили, как герои своего времени. Современный мир выбрал путь эволюции.
Западная философия (конец XIX – XX века).
В целом являет большое многообразие школ и течений. Наиболее влиятельные течения:
- позитивизм,
- экзистенциализм,
- "философия жизни"
- прагматизм
Среди всех названых течений особо выделяется иррационализм. Иррационализм - философские течения противоположные рационализму.
Иррационалисты:
- Ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания.
- Считают основой миропонимания другое, неразумное начало. Например: волю, интуицию, инстинкт.
|
|
Ярким примером явилась "Философия жизни" - иррационалистическое философское направление, сформировавшееся в Германии, оппозиционное культу науки и разума течение. Противопоставило науке и разуму - интуицию и инстинкт. Представители этого течения видят все существующее, как проявление некой первоначальной реальности, а именно интуитивной жизни.