Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)
Первая басня написана им в 1905 году, всего он написал больше 200 басен.
Крылов превратил басню из сатирического рассказала в выражение нашего национального менталитета.
Секрет басней Крылова:
1. Басни Крылова отличаются отсутствием прописных истин, прямолинейного назидания, наставления. Они как бы не учат («льстец всегда отыщет уголок» - автор намекает, что не собирается исправлять). У Крылова акцент не на ум, а на сердце – принципиальная разница. Басни Крылова короче, чем басни Хераскова, за счет того, что не проговаривают очевидные вещи. У Крылова нет морали. Словно не надеется, что может перевоспитать. Приводит житейские сцены.
2. Особенность – связь с эмоциональной исторической жизнью. Басня пользуется приемом иносказания и аллегории (заяц – трусость). Рассказ на общечеловеческую тему. Сюжеты Крылова связаны с событиями русской жизни, и это придает басне особое воздействие на русского человека.
«Волк на псарне» (1812) – о попытках Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым.
|
|
«Квартет» (1811) – учрежден госсовет (4 департамента), новый государственный аппарат – нонсенс при правлении императора.
3. Басни Крылова необычны по своей жанрово-родовой природе. Басня – эпический жанр. У Крылова она соединяет элементы эпоса, драмы и лирики. Басни его написаны не от 3-го лица, а герои постоянно разговаривают. Басни написаны как пьесы. Белинский называл басни Крылова маленькими комедиями.
4. Басни интересны с точки зрения поэтического языка и стиля. Просторечие ® литературное выражение типа идиллии ® перепад. Возникает иллюзия, что все хорошо, и опять же с помощью языка все будет разрушено. Резкий контраст. До Крылова это было не свойственно басням.
Ранний русский романтизм (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)
На рубеже 18-19 веков в Европе стал появляться новый художественный метод – романтизм. Романтизм – чувство глубокой неудовлетворенности окружающей действительностью. Романтическое двоемирие – суть его в том, что романтизм выстраивает свой идеальный мир, который не совпадает с реальным.
Первые «побеги» романтизма – Жуковский, Батюшков
Жуковский начинал с сентиментализма – «Сельское кладбище». Жанр элегии – стихотворение грустного содержания. Элегия «Славянка» (1815) – название реки под Петербургом, в Павловске (резиденции Николая 1). Лирический пейзаж – уроки Львовско-Муравьевского кружка. Мистическое начало – «невидимое дышит…, вхожу под их священный круг…, душа незримая беседовать…»
Жанр песни: доемирие для Жуковского окрашено в религиозные тона. Мировоззрение христианское. Баллада «Светлана» - счастливый конец из-за того, что героиня молилась – «Здесь несчатья лживый сон, счастье - пробужденье».
|
|
Белинский: «у Жуковского односторонняя мечтательность, бывшая как говоря, следствием обстоятельств его жизни».
Жуковский – незаконнорожденный сын дворянина и купленной ему турчанки. Несчастная любовь к Протасовой, племяннице Жуковского. Брак не состоялся по причине социального положения и незаконнорождения, Мария в замужестве с другим – рано умирает (смирение с реальной жизнью).
Батюшков принимал реальность за чистую монету и жил в ней. Мечту искал здесь и сейчас, а не как Жуковский в небе. «Мои пенаты» - послание. У него распространено условное женское имя.
Анна Фурман – несчастная любовь. Батюшков был из обедневшего дворянского рода, всю жизнь служил, участвовал в сражении с Наполеоном. Был ранен в спинной мозг, плюс нехорошая наследственность из-за душевной болезни матери. 34 года его жизни вычеркнуты из-за душевной болезни, прожил он их в Вологде, не написал больше ни строчки. Его называли сентиментальным романтиком с элементами античности.