Комедия «Горе от ума»: основные творческие принципы

Грибоедов Александр Сергеевич (1794 - 1829)

Основные творческие принципы комедии «Горе от ума»: художественный метод, жанр, сюжет, стиль. Центральное место – художественный метод.

Это первая русская реалистическая комедия.

Реализм предполагает не только правдивость деталей, но и изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Но это не значит, что автор использует другие литературные направления. Классицизм – «единство времени и действия», но это достаточно условно, т.к. для Фамусова – это и отражение нравов дворянского общества в целом, в России. Время также охватывает – между победой Наполеона до восстания декабристов.

Две важных сюжетных линии:

1. Общественно-политическая: конфликт между Чацким и Фамусовским обществом,

2. Любовный треугольник: Чацкий, Софья, Молчалин.

Грибоедов соединил их в одну линию.

Кульминация комедии – сцена бала, когда Чацкий объявлен сумасшедшим. Причем объявила об этом первой Софья.

Типология характеров гораздо шире, чем в пьесах до этого.

Фамусов – собирательный образ, обманутый отец, помещик, чиновник, дворянин.

Чацкий – ложный жених, злой умник, язвительный.

Стиль – индивидуализированная речь. Скалозуб – армейские словечки, Молчалин - чиновничья, секретарская лексика, Фамусов – дворянское просторечие, Чайкий – высокий стиль, стихи.

Жанр – комедия приближается к жанру трагикомедии. Можно сказать, что это сценическая поэма. При этом у автора ассоциация с романтизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: