Эффективность рекламных акций зависит от оптимального выбора используемых рекламных средств, от самого содержания рекламного объявления, его креативности и точности, от ее систематического повторения.
Для того чтобы рекламу заметили, требуется нестандартная инновационная рекламная идея. В рекламном обращении должно быть обоснование и аргументация, например, качество товара, его цена, потребительские свойства, гарантия. Нельзя преувеличивать и захваливать товар, необходимо лишь доказать его превосходство над аналогичными товарами.
Остановимся подробнее на творческих подходах к рекламному делу. Творчество — это неотъемлемая часть любого аспекта рекламы. Творчество — это процесс, осуществляемый с помощью воображения. Иногда говорят, что воображение более важно, чем значение. Самая приятная часть рекламной деятельности — творчество. В рекламном творчестве, как и во всяком другом, необходима высокая работоспособность и острый ум, однако многое зависит от творческих порывов, вдохновения и воображения [21].
Творческая работа в процессе рекламирования представляет собой совокупность вполне определенных действий:
• необходимо четко понять и представить себе, что именно хочет заказчик;
• необходимо довести его идеи и пожелания до всех творческих работников рекламного агентства;
• проработка и анализ всех способов реализации рекламной идеи, выбор наиболее оптимального решения;
• разработка на основе рекламной идеи рекламного обращения, создание готового рекламного продукта: творчество художников, сценаристов, фотографов, режиссеров, копирайтеров и т. д.;
• разработка творческой рекламной стратегии для каждой рекламной кампании.
Рекламная идея является основой рекламного обращения, а рекламная стратегия — это психология рекламной кампании. Каждое рекламное обращение должно содержать формулировку "уникального торгового предложения".
Это означает, что каждое рекламное объявление должно сделать потребителю какое-то предложение; предложение должно быть таким, какого конкурент либо не выдвигает, либо не может дать; оно должно быть в своем роде уникальным; предложение должно быть настолько сильным, чтобы оно могло привлечь к потребителю товара множество новых покупателей. Очень важна в рекламе способность придать уникальность обычному товару или услуге. При этом вовсе не нужно изощряться. Порой достаточно громко сказать то, о чем забыли или пренебрегли сказать конкуренты.
Творческая реклама выделяет главное. Из огромного числа параметров продукта творческая реклама демонстрирует тот совершенный штрих, единственный элемент или небольшой ракурс, который красноречиво говорит о бесспорном превосходстве рекламируемого товара. В такой работе все второстепенное отодвинуто на второй план.
Творческая реклама побуждает работать воображение читателя, зрителя, рисовать мысленный образ продукта. Необычная картина или текст вызывают необычные ассоциации. Новые сравнения очаровывают людей своей привлекательностью, мыслью.
Творческая реклама неотразима. Она нестандартна, она побуждает потребителя прочувствовать товар или услугу. Творческая реклама эффективно использует пространство, сопрягая его со средствами рекламы. У нее пространство не пусто. Психологический аспект творчества предполагает наличие личностного и процессуального факторов.
На каждом этапе развития рекламы процесс творчества проходит следующие стадии (теория Ф. Армстронга)[22]:
- оценка ситуации,
- постановка задачи и определение проблемы,
- использование подсознания в творчестве,
- разработка идей, оценка идей,
- выбор наилучшей идеи.
Нестандартное мышление, способность взглянуть на предмет по-новому, способность увидеть то, чего не замечают другие, игнорирование необязательных табу — главные психологические особенности действительно творческой личности.
Остановимся на качествах, присущих действительно преуспевающим рекламистам:
- чувство юмора;
- живое воображение;
- интерес к людям, их мотивам и поступкам;
- широкая эрудиция;
- способность видеть красоту в обычных вещах, докапываться до причин происходящего;
- внимательно слушают других, интересуются происходящим вокруг;
- ценят умение убеждать;
- работают с энтузиазмом;
- стремятся достичь единства формы и содержания;
- убирают несущественное и выделяют главное;
- используют концепции общего для выделения частного;
- бескомпромиссны по отношению к качеству своей работы, уничтожают продукт своего творчества, если он не "лучший из лучших";
- дают возможность идеям отстаиваться, дозревать;
- способны творческими приемами вызывать самые необычные, даже странные ассоциации;
- обладают упорством, настойчивостью.
Важнейшим элементом разработки и производства высококачественной рекламы является организация управленческой работы в рекламном агентстве: методика руководства творческим коллективом — креаторами, копирайтерами, дизайнерами, режиссерами и т. д. и методология принятия эффективного управленческого решения в рекламной индустрии.
Принципиальная схема принятия решений (схема 2.1) предполагает, что процесс рекламирования представляет собой последовательное движение от одного этапа к другому; после определения возможной рекламной идеи и установления возможных способов ее решения производится разработка решений, из которых выбирается оптимальное.
Схема 2.1
Формирование рекламной проблемы | Выявление факторов и условия создания рекламной идеи | Анализ возможности решения | Разработка рекламной идеи и возможных решений | Оценка выявленных альтернативных вариантов решения по конкретной рекламной идее | Принятие решения по разработке окончательного рекламного продукта |
Управленческие решения в контексте разработки определенной рекламной идеи могут приниматься в следующих формах:
- стандартный подход (решение), при принятии которого осуществляется фиксированный набор альтернатив;
- бинарное решение ("да", "нет", "или/или");
- многоальтернативное решение (выявлено значительное количество альтернатив, на практике до 100—250);
- инновационное (новаторское) решение, в условиях, когда необходимо принять конкретные действия, экономически целесообразных альтернатив.
Существуют общие принципы организации инновационной деятельности в условиях разработки рекламного продукта:
- инновационность самой работы;
- анализ выявленных альтернатив, т. е. разбор уже известных проработанных решений, которыми пользовались рекламоведы;
· отказ от поиска идеального решения, выбор наилучшего решения из нескольких (от 100 до 250) конкурирующих между собой разработок;
- совместное обсуждение инновационных решений. Определение последовательности использования инновации при создании рекламного продукта.
На схеме 2.2 дана общая схема классификации решений при создании рекламного продукта.
Схема 2.2
Типы решения по разработке рекламного продукта | |||||||||||
Стандартный Фиксированный набор альтернатив | Бинарный "да", "нет", "или/или" | Многоальтернативный Обоснованный набор альтернатив | Инновационный Необходимость предпринять действия, но отсутствуют приемлемые альтернативы |
Важной самостоятельной фигурой является рекламный топ-менеджер. Он лидер в рекламном творчестве, от его профессионализма зависит качество и эффективность рекламного креатива.
Традиционные подходы к лидерству связаны в первую очередь с созданием портрета "идеального лидера". Такой портрет имеет, конечно, условный характер. И, тем не менее, создание портрета руководителя нового типа представляет интерес как отражение общих требований перестройки механизма внутрифирменного управления.
Для западных специалистов по рекламе характерным является социально-психологический уклон при анализе фигуры руководителя. Например, американские эксперты, ссылаясь на многочисленные обследования и опросы, утверждают, что по своему психологическому складу эффективные в наше время управляющие являются сложными личностями, однако морально-этические ценности, которыми они руководствуются, исключительно просты. Сочетание богатого мироощущения, высокого личностного потенциала и "ясной" системы приоритетов обеспечивает творческую адаптацию к современным, динамично изменяющимся условиям хозяйствования.
Эффективным лидером, отвечающим новой философии управления в рекламе, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. Чем завоевывается сейчас авторитет? Современная теория управления и опыт фирм убеждают в том, что это — высокий профессионализм и стремление к кооперативному, совместному стилю управления. Речь фактически идет о способности высших управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные разделяли причастность к решению возникающих проблем, не чувствовали, что из-за бюрократического вмешательства вышестоящего руководства они лишаются возможности контролировать ситуацию. Какие черты называются в первую очередь? Успешный лидер современной преуспевающей рекламной фирмы:
• доступен, тональность обсуждения любых проблем неизменно доброжелательна;
• глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительной частью работников;
• не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, не слывет хитрецом;
• терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям; строит отношения на доверии к людям;
• в трудные моменты не стремится найти "козлов отпущения", отдает предпочтение устной информации перед письменной;
• при выдвижении на ответственные посты рекомендует, как правило, сотрудников компании и лишь в особых случаях приглашает специалистов со стороны, отдает приоритет выращиванию кадров на основе близких ему ценностей.
С указанными чертами управляющего-лидера тесно связаны особенности его поведения и стиля работы. Качества, необходимые преуспевающему рекламному лидеру: