Герой нашего времени»: проблематика и поэтика

Роман пишется в последние годы жизни. В 40-м году выходит первое издание романа отдельной книгой, в 41м году – второе издание.

Проблема художественного метода – все более явны бытовые мотивы. В 1962 году прошла конференция, посвященная произведению, где выделили 3 пути понимания героя:

1. Герой реалистического произведения.

2. Произведение – вершина русской романтической прозы.

3. В романе сочетаются идеи романтизма и реализма. Спустя годы эту теорию подтвердили.

В Печорине выражается зарождение авторских стремлений и интересов, Лермонтов отдал Печорину много своих черт, но он не хочет, чтобы Печорин считал его вторым «я». Лермонтов пишет, что Печорин – портрет всего поколения, типический характер.

Романтически герой – всегда герой исключительный. В Печорине есть что-то демоническое, есть и эгоизм, но незаурядный. Ореол недосказанности у романтического героя – за его спиной должна быть какая-то тайна. Неизвестно, как Печорин оказался на Кавказе. У Лермонтова Кавказ – как реальный регион с реальными городами, обществом. Сам автор дважды был сослан на Кавказ, поэтому мы можем догадаться, как оказался там Печорин.

Роман состоит не из глав, а из повестей. Каждая повесть имеет относительно самостоятельный сюжет. Герои каждый новые. Но все таки каждая повесть – часть целого. Хронологический портрет повести нарушен – две повести, которые должны были идти последними, Лермонтов поставил в начало.

Центральная философская проблема, стоящая перед Печориным и занимающая его сознание, – проблема фатализма, предопределения: предначертана ли заранее его жизненная судьба и судьба человека вообще или нет, свободен ли человек изначально или он лишен свободного выбора? От разрешения этой проблемы зависит понимание смысла бытия и предназначения человека. Так как решение проблемы Печорин возлагает на себя, то в отыскании истины он участвует весь, всем существом, всей личностью, умом и чувствами. На первый план выходит личность героя с особыми, индивидуальными душевными реакциями на окружающий мир.

Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает самоанализ, размышление о себе и мотивах своего поведения. Читатель в продолжение произведения движется от одного происшествия к другому, и каждый раз вскрывается новая грань печоринской души. Такое построение сюжета, такая композиция восходят к сюжету и композиции романтической поэмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: