Понятие, условия и порядок усыновления

Понятие усыновления. Под усыновлением или удочерени­ем (далееусыновление) понимается юридический акт, в ре­зультате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как меж­ду родителями и детьми, а также их родственниками по про­исхождению (ст. 137 СК). Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установ­ление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ре­бенком и родственниками усыновителя; б) прекращение пра­вовой связи усыновленного ребенка с его родителями и други­ми родственниками по действительному кровному происхож­дению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридичес­ким фактом.

Усыновление является одним из самых старейших право­вых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная фор­ма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем в России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в запрете усы­новления чужих детей при наличии собственных детей и т. п.)[575]. В 1918 г. он был отменен вообще, что объяснялось существо­вавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г.[576] институт усыновления был восстановлен и функционирует с соответству­ющими изменениями до настоящего времени.

В РФ усыновление является одной из основных и доста­точно широко распространенных форм устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1980 по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей[577].

В СК подробно регламентируются условия, порядок и пра­вовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы, как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью Семейным кодексом устанавливается судеб­ный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовав­шего в соответствии со ст. 98 КоБС административного поряд­ка усыновления. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 СК (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления конт­роля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыно­вителей на территории Российской Федерации должен опреде­ляться соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желаю­щих усыновить детей, законом не допускается (ст. 126 СК). Однако к посреднической деятельности по усыновлению детей не относится: а) деятельность органов опеки и попечительства (то есть органов местного самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством Российской Федерации по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; б) деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории Российской Федерации только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели — то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Пра­вительством Российской Федерации; в) действия в процессе усыновления надлежащим образом уполномоченного предста­вителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах, допускаемых законодательством.

Дети, в отношении которых допускается усыновление. Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается толь­ко в отношении несовершеннолетних детей, утративших роди­тельское попечение, и только в их интересах. Эта принципи­альная норма, соответствующая требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, была предусмотрена и в ранее действовав­шем законодательстве (ст. 98 КоБС). Лица, достигшие совер­шеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены.

Основной социальной целью усыновления является созда­ние детям, лишившимся попечения родителей, наиболее бла­гоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно Кодексом среди форм устройства детей, остав­шихся без попечения родителей, приоритет отдается усынов­лению. Усыновление происходит также и в интересах усыно­вителей, хотя прямо об этом в законе не говорится, так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не име­ющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, по­требность в отцовстве и материнстве. Однако на первое место при усыновлении должны быть поставлены интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, при­обретает в лице усыновителей родителей и родную семью, сле­дует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей. В целом под интересами детей при усыновле­нии следует понимать создание для них благоприятных усло­вий (как материального, так и морального характера) для вос­питания и всестороннего развития (в физическом, психичес­ком, духовном и ином отношении), максимально приближен­ных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье[578]. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитывать­ся его этническое происхождение, принадлежность к опреде­ленной религии и культуре, родной язык, возможность обес­печения преемственности в воспитании и образовании, а так­же возможность обеспечить усыновляемым детям полноцен­ное физическое, психическое, духовное и нравственное раз­витие (п. 2 ст. 124 СК).

К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые раз­нообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его за­конных прав и интересов. В частности,, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким муж­чиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоро­вья, материальному положению осуществлять должное содер­жание и воспитание ребенка до достижения им совершенно­летия.

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено пра­вило, согласно которому усыновление братьев и сестер раз­ными лицами не допускается (так как при усыновлении пре­кращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей. На практике данное, правило при­меняется с учетом ряда обстоятельств. Так, не рекомендуется разобщать братьев (сестер), которые воспитывались в одном учреждении или проживали совместно до их устройства в вос­питательные учреждения, а также осведомленных друг о друге и о своем родстве. Разобщение детей в этих случаях может допускаться только в их интересах и в ситуациях, когда усыновителей не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содер­жанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также, в порядке исключения, в тех случаях, когда дети, со­стоящие в родстве, одновременно передаются на усыновле­ние, но в разные семьи, где они приобретают родителей и семью.

Нередко дети, имеющие одну мать (или отца), совместно не воспитывались в семье, находятся в разных детских учреж­дениях, значатся под разными фамилиями и об их родственных связях знает лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы. С учетом изложенных обстоятельств на практике допускается, в порядке исключения, передача детей на усыновление в разные семьи.

Аналогичные разъяснения по применению п. 3 ст. 124 СК даны в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: "если у ребенка, которого желает усыно­вить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усы­новить другие лица, усыновление допустимо лишь в том слу­чае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитыва­лись совместно, не могут жить и воспитываться вместе по со­стоянию здоровья)".

Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усынов­лении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личнос­ти которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей, девушек четырнадцати — семнад­цати лет лицами, ранее не участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внима­ния, выяснять истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновле­ние детей такого возраста не всегда может рассматриваться как "соответствующее интересам усыновляемого", поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновите­лей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. В результате усыновленные четырнадцати — семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспи­тании или содержании усыновителей непродолжительное вре­мя (1—3 года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять со­держание и уход за усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производить­ся в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их вос­питание и содержание лицами, желающими быть усыновите­лями, или наличие между ними контактов и отношений, сви­детельствующих о проявляемой заботе, взаимной привязанно­сти, желании юридически оформить ранее сложившиеся взаи­моотношения.

Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка — залог пре­дотвращения усыновления его недобросовестными лицами в це­лях возложения на него спустя непродолжительное время обя­занностей по собственному содержанию или получения тех или иных льгот. При этом необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную се­мью или получить право на жилое помещение усыновленного, пенсию, пособие, наследство и т. п.

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального харак­тера, которые потребуются от них в будущем для надлежаще­го воспитания усыновленного ребенка. В ситуации, когда речь идет об усыновлении больного ребенка, необходимо выяснить наличие у усыновителей реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. Это особенно важ­но, когда усыновляют ребенка, страдающего тяжелым неду­гом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания. В этой связи следует иметь в виду, что закон прямо не предусматривает в качестве основания для отмены усыновления состояние здоровья ребен­ка, если о его болезни кандидаты в усыновители были своев­ременно предупреждены и несмотря на это осознанно вырази­ли желание усыновить больного ребенка. В том же случае, когда после усыновления были выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоро­вья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие не­возможным процесс воспитания, о наличии которых усынови­тель не был предупрежден при усыновлении, суд вправе от­менить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (ст. 57, 141 СК)[579].

Что касается информации о состоянии здоровья ребенка, то она должна содержаться в специальном медицинском зак­лючении о состоянии здоровья, физическом и умственном раз­витии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению ор­ганов опеки и попечительства о соответствии усыновления ин­тересам ребенка (п. 3 ч. 2 ст. 263 ГПК). По желанию усынови­телей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

В СК (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживаю­щим на территории Российской Федерации, а также родствен­никам ребенка (независимо от их гражданства и места житель­ства) перед усыновителями — иностранными гражданами. При­оритет указанных категорий усыновителей в ранее действо­вавшем законодательстве был введен Федеральным законом от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ[580], которым в ст. 98 КоБС устанавлива­лись дополнительные условия усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами.

Согласно п. 4 ст. 124 СК усыновление детей иностранны­ми гражданами или лицами без гражданства допускается толь­ко в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федера­ции, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Данные ограничения соответствуют ст. 21 Конвенции о правах ребенка, в которой признано, что усыновление в другой стране может рассмат­риваться в качестве альтернативного способа ухода за ребен­ком только тогда, "когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспе­чить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ре­бенка является невозможным.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживаю­щим за пределами территории РФ, не являющимся родствен­никами детей, только по истечении трех месяцев со дня по­ступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (до вве­дения в действие федерального закона о порядке формиро­вания и пользования государственным банком данных о де­тях, оставшихся без попечения родителей, со дня постановки указанных детей на централизованный учет). В этой связи све­дения о детях, которые могут быть переданы на усыновле­ние, предоставляются данной категории лиц не ранее упомя­нутого срока[581].

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Как установлено п. 1 ст. 126 СК, учет де­тей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же по­рядке, что и учет детей, лишившихся родительского попече­ния. Порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правитель­ства РФ от 3 августа 1996 г. № 919[582]. Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответству­ющими органами исполнительной власти субъектов РФ и Ми­нистерством общего и профессионального образования РФ (см. об этом § 1 настоящей главы). В целях оперативного учета де­тей, подлежащих усыновлению, разработана специальная ком­пьютерная программа[583].

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен быть определен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации такой порядок уже определен[584]. Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления об­разованием или созданными на их основе специализированны­ми центрами по усыновлению.

В качестве ориентира при разработке соответствующих нормативных правовых актов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации используются отдельные нор­мы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, изло­женные в разд. III Положения о порядке передачи детей, явля­ющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам Российс­кой Федерации и иностранным гражданам, утвержденного по­становлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. № 917, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919[585]. На практике основанием для поста­новки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители, как правило, является заключение органа опеки и попечитель­ства о возможности граждан (гражданина) быть усыновителя­ми (усыновителем) с учетом ограничений, установленных ст. 127—128 СК. Такое заключение составляется по результа­там рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства (или в соответствующий орган исполнительной власти субъек­та Российской Федерации) заявления лиц, желающих усыно­вить ребенка. К этому заявлению обычно прилагаются следую­щие документы: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; копия финансового ли­цевого счета с места жительства; копия свидетельства о браке (если состоят в браке); медицинская справка государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка; а также иные документы[586]. Приведенный примерный перечень документов во многом совпадает со списком документов, кото­рые необходимо представлять в суд гражданам для решения вопроса об установлении усыновления конкретного ребенка (ст. 2632 ГПК). Кроме того, лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ, другой документ, удос­товеряющий личность.

Орган опеки и попечительства (или соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ) не только изучает пред­ставленные документы, но и проводит детальное обследование условий жизни заявителя и его семьи. Предварительное обследо­вание условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, направ­лено на соблюдение прав и интересов ребенка в результате пред­стоящего усыновления, что включает выявление возможных пре­пятствий к усыновлению, а также ознакомление с личностью кандидатов в усыновители. Однако при этом должны быть со­блюдены требования ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенно­сти частной жизни, личной и семейной тайны, - тайны переписки и т. п. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и в пос­ледующем. Не случайно, что он включен законом в число до­кументов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об установлении усыновления (ст. 2633 ГПК).

На основании заявления и приложенных к нему докумен­тов, а также акта обследования условий жизни лиц, желаю­щих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого им выдается информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей. Одно­временно заявителям возвращаются все документы и разъяс­няется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.

После постановки на учет кандидаты в усыновители име­ют право: получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельство­вания усыновляемого ребенка при участии представителя уч­реждения, в котором находится ребенок. Они обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт.

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обра­титься за получением сведений о ребенке, подлежащем усы­новлению, в орган управления образованием любого субъекта РФ или в Министерство общего и профессионального образо­вания РФ.

В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших род­ственников и т. д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претен­дентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению. Понятно, что в таких случаях предварительная постановка на учет просто не нужна, а ее наличие или отсутствие не может иметь какого-либо значения для последующего принятия су­дом решения об установлении усыновления.

Другое дело, когда речь идет о гражданах, которые же­лают стать усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся для них ранее совершенно посторон­ними, и не выдвигают требований об усыновлении конкретно­го ребенка. В подобной ситуации регистрация граждан в каче­стве кандидатов в усыновители необходима, после нее и будет осуществляться подбор ребенка для усыновления.

Имеет некоторые особенности учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являю­щихся гражданами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 126 СК учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (то есть Министерством общего и спе­циального образования Российской Федерации). Соответствую­щий орган исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации не только ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в этот орган и изъявивших жела­ние усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, но и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основа­ния для их усыновления иностранными гражданами или лица­ми без гражданства. Так, в Москве учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граж­дан РФ, ведется Комитетом образования[587].

Кроме того, орган исполнительной власти субъекта РФ в 10-дневный срок с момента подачи иностранными гражданами или лицами без гражданства заявления о желании усыновить конк­ретного ребенка должен обратиться в Министерство общего и профессионального образования РФ с письменным запросом о подтверждении того, что ребенок находится на централизован­ном учете. В запросе обязательно указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка, фамилия, имя кандидатов в усыновители, страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осу­ществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновля­емого ребенка. В свою очередь, Министерство общего и профес­сионального образования РФ в 10-дневный срок с момента полу­чения запроса письменно подтверждает наличие сведений в фе­деральном банке данных о детях, оставшихся без попечения ро­дителей, об усыновляемом ребенке и сообщает о том, что в уста­новленные законодательством РФ сроки не представилась воз­можность его передачи на воспитание в семью граждан РФ[588]. В последующем перечисленные выше документы подлежат обязатель­ному рассмотрению в суде при решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами (ст..125 СК; 2633 ГПК).

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, жела­ющих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством общего и профессиональ­ного образования РФ, если они обратились непосредственно в указанное министерство.

Если усыновление производится иностранными граждана­ми или лицами без гражданства — родственниками ребенка или супругом его родителя (отчимом, мачехой), то постановка на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется.

Лица, имеющие право быть усыновителями. К лицам, выразившим желание стать усыновителями и подавшим заяв­ление в орган опеки и попечительства или в орган исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации о постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, законом предъявляются определенные требования. Их соблюдение яв­ляется гарантией обеспечения права несовершеннолетних де­тей, передаваемых на усыновление, а поэтому обязательно, причем даже в случаях, когда предварительная постановка лица на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется. Со­ответствие личности усыновителя требованиям закона прове­ряется и судом при решении дела об усыновлении ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граж­дане не могут быть усыновителями, даже в случае приобре­тения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК), поскольку п. 1 ст. 127 СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем[589].

Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители (ст. 126 СК), так и непос­редственно в суде. Данное требование обусловлено тем, что усыновление производится в интересах ребенка, а потому пред­полагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным ка­чествам и условиям жизни должен обладать соответствующи­ми возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка. В связи с этим закон (ст. 127 СК) устанав­ливает запрет для отдельных категорий граждан быть усы­новителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, в возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей имеются по соответствующим причинам серьезные и веские сомнения: По сравнению с прежним законодательством (ст. 99 КоБС) перечень лиц, которые не могут стать усынови­телями, значительно расширен. К ним отнесены: а) лица, при­знанные судом недееспособными или ограниченно дееспособ­ными; б) супруги, один из которых признан судом недееспо­собным или ограниченно дееспособным; в) лица, ранее диск­редитировавшие себя как воспитатели, а именно: лица, от­страненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадле­жащее выполнение возложенных на них законом обязаннос­тей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять роди­тельские права. Данное ограничение не связано с виновным поведением кандидата в усыновители, а носит объективно обус­ловленный характер. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542[590] и включает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспан­серного учета; заболевания внутренних органов, нервной сис­темы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализа­ций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II груп­пы, исключающие трудоспособность.

В целях выявления возможного наличия указанных заболе­ваний кандидатами в усыновители представляется медицинское заключение о состоянии здоровья (как при постановке на учет в качестве кандидата в усыновители, так и при обращении в суд с заявлением об установлении усыновления), которое позволяет сделать вывод об отсутствии у них противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка. Порядок меди­цинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством здравоохранения РФ[591]. Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя дол­жно представляться им и в суд вместе с другими документа­ми, необходимыми для усыновления (п. 4 ч. 2 ст. 2632 ГПК).

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О вне­сении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" для усиления гарантий соблюдения законных прав и интересов усыновляемых детей к лицам, которые не могут быть усыновителями, отнесены также: а) лица, которые на мо­мент установления усыновления не имеют дохода, обеспечива­ющего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого прожива­ют усыновители (усыновитель). Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, непродоволь­ственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоро­вья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы[592]; б) лица, не имеющие посто­янного места жительства, а также жилого помещения, отве­чающего установленным санитарным и техническим требованиям. Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома на праве собственности или на праве найма) для проживания определяется в порядке, пре­дусмотренном жилищным законодательством; в) лица, имею­щие на момент установления усыновления судимость за умыш­ленное преступление против жизни или здоровья граждан. В рос­сийском уголовном праве судимость — юридическое последствие осуждения за преступления, один из элементов уголовной от­ветственности[593]. Лицо, отбывающее наказание, считается суди­мым в течение определенного законом срока (в зависимости от тяжести совершенного преступления) или со дня отбытия ос­новного и дополнительного наказания до снятия судимости (ст. 86 УК).

Согласно п. 1 ст. 127 СК право на усыновление признает­ся за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (на­пример, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно по­сторонними для усыновляемого ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей. Здесь следу­ет иметь в виду, что если в последующем брак между супруга­ми будет расторгнут или признан недействительным, то ука­занные обстоятельства сами по себе не затрагивают юриди­ческую силу факта усыновления ребенка. Закон разрешает так­же усыновление ребенка одним из супругов (ст. 133 СК), оди­нокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе род­ственниками ребенка. Однако Семейным кодексом не допуска­ется совместное усыновление одного и того же ребенка лица­ми, не состоящими между собой в браке (п. 2 ст. 127 СК). Такой запрет ясен и вытекает из содержания ст. 123 СК, устанавли­вающей приоритет именно семейного воспитания детей, ос­тавшихся без попечения родителей, которое при ином реше­нии данного вопроса обеспечить не удастся. Более того, усы­новление ребенка двумя лицами, не состоящими в браке, мо­жет вызвать в последующем дополнительные нравственные страдания для ребенка из-за двусмысленности и неопределен­ности его положения. Поэтому возможность стать совместно усыновителями одного и того же ребенка имеют только суп­руги либо мужчина или женщина, не состоящие в браке, а допускаемая прежде КоБС возможность совместного усынов­ления одного и того же ребенка иными лицами (состоящими в фактическом браке, братьями и сестрами и т. п.) сейчас Кодек­сом исключена.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одно­го и того же ребенка, преимущественное право предоставля­ется родственникам ребенка при условии обязательного соблю­дения рассмотренных выше требований закона к личности усы­новителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК).

Лицам, желающим встать на учет в качестве кандидатов в усыновители, разъясняется, что наличие перечисленных в ст. 127 СК препятствий для воспитания ребенка служит осно­ванием для отказа судом в установлении усыновления, а потому сбор и подготовка документов нецелесообразны. Вместе с тем отпадение в последующем предусмотренных законом пре­пятствий (например, восстановление в родительских правах, выздоровление, снятие судом ограничения дееспособности) может являться основанием для подачи заинтересованными лицами повторного заявления в орган опеки и попечительства (или в орган исполнительной власти субъекта Российской Фе­дерации) о постановке их на учет как лиц, желающих усыно­вить ребенка.

Семейный кодекс не только требует, чтобы усыновители были совершеннолетними гражданами, но устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в бра­ке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК). Данное правило является новым, так как не предусматривалось прежним законодатель­ством. Его введение обусловлено различными причинами мо­рального, этического, социального и иного характера. Однако, прежде всего, это связано со стремлением законодателя при­дать отношениям между усыновителем и усыновленным харак­тер, максимально приближенный к отношениям между роди­телями и детьми, в том числе и по возрастным параметрам.

Как известно, родителями становятся в основном совер­шеннолетние граждане, то есть после достижения восемнад­цати лет. На практике имеются случаи более раннего отцов­ства (материнства), когда родителями становятся и несовер­шеннолетние граждане. Однако, как правило, их возраст не менее шестнадцати лет. В последующем указанная разница в возрасте сохраняется, что накладывает свой отпечаток на от­ношения между родителями и детьми до достижения после­дними совершеннолетия, как между старшими и младшими, воспитателями и воспитуемыми. Соответствующая разница в возрасте с детьми позволяет родителям должным образом осу­ществлять свои права и обязанности по воспитанию и образо­ванию детей с учетом жизненного опыта. Перечисленные воз­растные особенности, присущие отношениям между родите­лями и детьми, полностью распространяются на отношения между усыновителем и усыновляемым ребенком. Более того, в большинстве случаев усыновителю потребуется значительно больше внимания и такта для завоевания подлинного роди­тельского авторитета в глазах усыновленного ребенка. Понят­но, что этого сложно будет достигнуть, если усыновитель в силу незначительной разницы в возрасте с усыновленным будет восприниматься им в качестве сверстника или старшего товарища, но не лица, пожелания которого равнозначны тре­бованиям настоящего родителя. В такой ситуации невозможно рассчитывать на надлежащее родительское воспитание усы­новителем ребенка. Именно в целях обеспечения выполнения усыновителями своих родительских обязанностей и установле­но требование закона о разнице в возрасте не менее шест­надцати лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным.

Вместе с тем по причинам, признанным судом уважитель­ными, разница в возрасте между усыновителем, не состоя­щим в браке, и усыновляемым ребенком может быть сокраще­на (п. 1 ст. 128 СК). Перечень подобных причин, даже пример­ный, в Семейном кодексе не приводится. Поэтому данный воп­рос будет решаться судом индивидуально в каждом конкрет­ном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ре­бенком (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.)[594].

В соответствии с п. 2 ст. 128 СК наличие разницы в возра­сте между усыновителем и усыновляемым ребенком не требу­ется в случае усыновления гражданами детей своего супруга. То есть для отчима (мачехи), желающих усыновить ребенка своей жены (мужа), сделано исключение, направленное на ус­транение препятствий к формированию родительских отноше­ний между ними и детьми другого супруга и созданию в ре­зультате этого полноценной семьи. Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в воз­расте между ними и ребенком не имеет значения.

Что касается предельного возраста усыновителя, то он специально не оговорен законом, хотя при установлении усы­новления необходимо учитывать — сможет ли усыновитель пре­клонного возраста по интеллектуальным, медицинским и иным критериям выполнять возложенные на него обязанности.

Условия усыновления. К условиям усыновления закон от­носит получение согласия установленного круга лиц: а) роди­телей ребенка или лиц, их заменяющих; б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет; в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов. Раскроем содержа­ние этих условий более подробно.

Переход в результате усыновления в полном объеме ро­дительских прав и обязанностей к усыновителям предполагает предварительное получение согласия на усыновление родите­лей ребенка, которые при этом утрачивают свои родительские права. В этой связи ст. 129 СК, как и ранее ст. 100 КоБС, в качестве необходимого условия усыновления называет обяза­тельное согласие родителей усыновляемого ребенка. Данная норма не вызывает сомнения в своей обоснованности, соответ­ствует ст. 21 Конвенции о правах ребенка и является гаранти­ей обеспечения законных прав родителей усыновляемого ре­бенка. Кроме того, в п. 1 ст. 129 СК специально оговорено, что при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, ко­торые не достигли возраста шестнадцати лет, требуется так­же согласие их родителей или опекунов (попечителей). Ука­занное правило вытекает из положений ст. 62 СК, согласно которым несовершеннолетние родители, не состоящие в бра­ке и не достигшие возраста шестнадцати лет, не вправе само­стоятельно осуществлять свои родительские права. Таким об­разом, до достижения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, возраста шестнадцати лет на усыновле­ние их ребенка необходимо получить не только их согласие, но и согласие их законных представителей, то есть родите­лей, опекунов или попечителей, а при их отсутствии — согла­сие органа опеки и попечительства. Если законные представи­тели не выразили согласия на усыновление ребенка, то усы­новление не может состояться, несмотря на полученное согла­сие несовершеннолетних родителей. В том случае, когда речь идет об усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, обладающих родительскими правами в полном объеме (это не­совершеннолетние, достигшие возраста шестнадцати лет или несовершеннолетние, вступившие в брак ранее шестнадцати лет), то для усыновления требуется только согласие несовер­шеннолетних родителей.

Особого подхода требует решение вопроса о передаче на усыновление детей одиноких несовершеннолетних матерей. В та­ких случаях органу опеки и попечительства при подготовке в суд заключения об обоснованности и соответствии усыновле­ния интересам ребенка необходимо выяснить — осознает ли мать последствия своих действий, требуется ли ей социально-правовая помощь и содействие в создании условий для осуще­ствления ею личного воспитания ребенка. Здесь роль родите­лей, которые могут, как отговорить дочь от скоропалительного решения, так и согласиться с ее мнением с учетом сложив­шейся в семье ситуации, неоценима. Их решение будет яв­ляться определяющим для судьбы внука (внучки). При разно­гласиях о передаче ребенка на усыновление, возникающих между несовершеннолетней одинокой матерью и ее законными представителями (родителями, опекуном или попечителем), вопрос об усыновлении ребенка не может быть решен до дос­тижения ею возраста 16 лет.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в их личном письменном заявлении (п. 1 ст. 129 СК). Подлинность подписи родителей на заявлении о согласии на усыновление ребенка должна быть нотариально засвидетель­ствована нотариусом или другими должностными лицами, име­ющими право совершать нотариальные действия[595].

Подлинность подписи родителей на заявлении о согласии на усыновление ребенка может быть заверена руководителем воспитательного учреждения, где воспитывается или находится ребенок, или органом опеки и попечительства по месту произ­водства усыновления или по месту жительства родителей. При этом родителям разъясняются последствия усыновления, пре­дусмотренные законом. На практике администрация воспита­тельного учреждения при поступлении ребенка, имеющего родителя (мать или отца), не изъявляющего желания лично осуществлять его воспитание и содержание, получает, как правило, согласие на усыновление ребенка. Если родители дают согласие на усыновление ребенка, то администрация воспита­тельного учреждения обязана предупреждать, что оно не имеет "срока давности", то есть действительно независимо от того, сколько времени прошло с момента выдачи такого согласия, и усыновление ребенка может быть произведено без дополни­тельного уведомления родителей.

В случае, когда у ребенка, лишившегося родительского попечения и находящегося в воспитательном учреждении, име­ются другие близкие родственники (дедушка, бабушка, тетя, дядя, совершеннолетние братья и сестры), следует установить их участие в его жизни, воспитании, целесообразность обще­ния, возможность передачи в их семьи. И хотя закон не требу­ет получения их согласия на усыновление, в интересах несо­вершеннолетнего необходимо уточнить все обстоятельства дела.

При получении органом опеки и попечительства от одино­кой матери согласия на усыновление ее ребенка, оставленного в родильном доме (отделении), рекомендуется разъяснить ей последствия усыновления, выяснить обстоятельства, послужив­шие основанием для дачи такого согласия, возможность осу­ществления ею личного воспитания ребенка и, в зависимости от полученных данных, решать вопрос о передаче ребенка на усыновление.

Согласие родителей на усыновление ребенка также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Согласие на усыновление, данное родителями (родителем) в суде, как разъяснено в п. 8 постановления Пле­нума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9, должно быть зафиксировано в протоколе и лично подписано родителями (родителем), а также отражено в решении суда.

Согласие родителей ребенка на его усыновление (при усы­новлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достиг­ших возраста шестнадцати лет, — также согласие их закон­ных представителей, а при их отсутствии — согласие органа опеки и попечительства), выраженное в письменном заявле­нии, в соответствии со ст. 2633 ГПК прилагается к представля­емому в суд заключению органа опеки и попечительства о со­ответствии усыновления интересам ребенка.

Родители вправе отозвать данное ими согласие на усы­новление ребенка без объяснения причин, но только до выне­сения решения суда об усыновлении (п. 2 ст. 129 СК). С приня­тием решения об усыновлении правовые отношения между ро­дителями и детьми полностью прекращаются, в связи с чем отозвать данное ими согласие на усыновление детей родители уже не смогут.

Согласие родителей на усыновление их ребенка может быть двух видов: а) согласие на усыновление ребенка конкретным лицом (это могут быть, например, родственники ребенка: бра­тья, сестры, дядя, тетя и т. д.; или другие известные им лица); б) согласие на усыновление ребенка без указания конкретного лица. Право выбора усыновителей в этом случае предоставле­но органу опеки и попечительства или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Получение в последующем (то есть уже при усыновлении ребенка конкретными лицами) повторного согласия родителей не требуется. Однако в любом случае согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения (п. 3 ст. 129 СК в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ). Таким образом, предварительная дача согласия родителей на усынов­ление еще не родившегося ребенка законом не допускается.

При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося ино­странным гражданином, необходимо получить не только со­гласие законного представителя ребенка, но и компетентного органа государства, гражданином которого является этот ре­бенок (п. 1 ст. 165 СК и п. 8 ст. 2632 ГПК).

В ряде случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родите­лей. Это возможно в случаях, если родители: а) неизвестны; б) признаны судом безвестно отсутствующими; в) призна­ны судом недееспособными; г) лишены судом родительских прав; д) по причинам, признанным судом неуважительными, они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от, его воспитания и содержание. Данный пе­речень обстоятельств, при наличии которых усыновление ре­бенка может быть произведено без согласия родителей, явля­ется исчерпывающим.

Считается, что родители ребенка неизвестны, если отсут­ствует сведения как о его матери, так и об отце. Подобные ситуации чаще всего случаются при обнаружении подкинутых (найденных) детей (ст. 19 Закона об актах гражданского состо­яния), о чем составляется соответствующий документ — акт, протокол или справка, который и будет являться основанием для усыновления детей без согласия родителей. Если же не установлен только один из родителей, то получение согласия другого родителя на усыновление является обязательным. Так, усыновление может быть произведено при отсутствии согла­сия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия или в районах, где проходили боевые действия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в установлен­ном порядке органами внутренних дел, и родители этих детей неизвестны[596].

В соответствии со ст. 42 ГК безвестно отсутствующим мо­жет быть признан в судебном порядке гражданин, если в тече­ние года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. В том случае, если невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем, то началом исчисления срока для признания гражданина безвестно отсут­ствующим считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствую­щем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстрой­ства не может понимать значения своих действий или руково­дить ими. Понятно, что такие лица в силу своего заболевания не только не могут должным образом осуществлять воспита­ние детей, но и не в состоянрш объективно выразить свою волю, в том числе и на усыновление ребенка. Именно поэтому их согласия на усыновление ребенка не требуется. В то же время согласие на усыновление детей лиц, ограниченных су­дом в дееспособности (ст. 30 ГК), требуется, так как они огра­ничиваются только в имущественных правах.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усынов­ление в случаях, если они лишены судом родительских прав. Дело в том, что под родительскими правами, которых лиша­ются родители, подразумеваются все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе и право дать согласие на усыновление ребенка (ст. 71 СК). Однако необходимо учи­тывать, что согласно п. 6 ст. 71 СК усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня выне­сения судом решения о лишении родителей (одного из них) родительских прав. Если же родители ограничены судом в ро­дительских правах (ст. 73—74 СК), то их согласие на усынов­ление ребенка необходимо, поскольку они утрачивают лишь право на личное воспитание ребенка, а также право на льго­ты и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Как и прежде (ст. 101 КоБС), закон допускает усыновле­ние ребенка без согласия родителей в случаях, если они: во-первых, более шести месяцев не проживают совместно с ре­бенком (ранее этот срок был более одного года); во-вторых, уклоняются от его воспитания и содержания; в-третьих, пре­небрегают своими родительскими обязанностями по причинам, признанным судом неуважительными. Все три обстоятельства, как следует из содержания ст. 130 СК, должны быть в сово­купности. Сюда относятся случаи, когда дети не проживают совместно с родителями, а находятся у других лиц (дедушка, бабушка, брат, сестра и т. п.) или в государственном воспита­тельном учреждении более шести месяцев, родители же при этом без уважительных причин не проявляют в отношении своих детей родительской заботы и внимания (не навещают детей, не дают средства на их содержание, не переписываются с ними и т. п.).

Вполне возможна ситуация, когда родители не прожива­ют совместно с детьми и не занимаются их воспитанием и со­держанием по причинам объективного характера (нахождение на стационарном лечении; в плену; под арестом; отбывание наказания в местах лишения свободы за совершение преступ­ления; другой родитель не давал возможности воспитывать ребенка и общаться с ним и т. п.), в таком случае нельзя гово­рить об уклонении родителей от участия в воспитании ребен­ка, а значит — необходимо их согласие на усыновление ре­бенка.

Причины, по которым родитель более шести месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспита­ния и содержания, устанавливаются судом при рассмотрении дела об усыновлении на основании исследования. и оценки в совокупности всех представленных доказательств, например, сообщения органов внутренних дел о нахождении родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, в розыске, показаний свидетелей и других допустимых доказательств. В отличие от прежнего законодательства (ст. 101 КоБС) теперь ст. 130 СК не требует от органа опеки и попечительства обязательного предупреждения родителей о необходимости изменения их пре­небрежительного отношения к выполнению родительских обя­занностей и о возможных последствиях такого поведения. Та­ким образом, если суд установит, что родители уклонялись от воспитания и содержания ребенка по неуважительным причи­нам, то вправе вынести решение об установлении усыновле­ния без согласия таких родителей.

Документ, подтверждающий наличие одного из обстоя­тельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом усы­новление ребенка допускается без согласия его родителей, должен быть приложен к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка (ст. 2633 ГПК).

Если ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, то для его усыновления требуется согласие, опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей или руководителя воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения роди­телей (п. 1 ст. 131 СК). Согласие указанных лиц должно быть выражено в письменной форме. Данные положения в целом не являются новыми (кроме необходимости получения согласия приемных родителей), так как действовали в семейном законо­дательстве и прежде (ст. 102 КоБС).

Так, если ребенок находится под опекой (попечительством), то на усыновление требуется согласие его опекуна (попечите­ля). Семейным кодексом не предусмотрено являвшееся преж­де обязательным правило, по которому согласие опекунов (по­печителей) на усыновление ребенка было необходимым толь­ко в случае отсутствия у него родителей. Теперь согласие опе­кунов (попечителей) должно быть получено независимо от на­личия или отсутствия у ребенка родителей, что связано с до­полнительным обеспечением его законных прав и интересов. В соответствии со ст. 39 ГК усыновление ребенка является ос­нованием для освобождения опекуна (попечителя) от выполне­ния им своих обязанностей.

При отказе опекуна (попечителя) дать согласие на усы­новление ребенка (аналогичная ситуация может возникнуть с приемными родителями) органу опеки и попечительства целе­сообразно выяснить, чем вызваны его возражения. Если, по мнению органа опеки и попечительства, отказ опекуна (попе­чителя) дать согласие на усыновление ребенка не обоснован и противоречит интересам ребенка, то соответствующие доводы должны быть изложены в заключении органа опеки и попечи­тельства, представляемом в суд.

Для усыновления детей, которые находятся в приемных семьях, необходимо получить согласие приемных родителей, которые несут ответственность за воспитание ребенка (ст. 151— 152 СК). Причем если усыновление состоится, то по инициати­ве органа опеки и попечительства договор о передаче ребенка в приемную семью досрочно расторгается (п. 2 ст. 152 СК).

В случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в воспитательном, лечебно-профилактическом или другом детском учреждении (независимо от его ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), на усы­новление ребенка требуется согласие руководителя (то есть администрации) указанного учреждения. Это связано с тем, что согласно ст. 147 СК и п. 4 ст. 35 ГК администрацией указанных учреждений выполняются обязанности опекуна (попе­чителя) ребенка. Такое согласие должно быть основано на де­тальном ознакомлении администрации воспитательного учреж­дения с личностью и документами усыновителя, выяснением отсутствия противопоказаний к усыновлению.

Во избежание возможных споров согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родите­лей, на усыновление детей должно быть дано в письменной форме (без нотариального удостоверения).

Получение согласия опекунов (попечителей), приемных ро­дителей, администрации воспитательных учреждений на усы­новление ребенка является дополнительной гарантией соблю­дения интересов ребенка при усыновлении. Однако наличие такого согласия само по себе не исключает необходимости по­лучения соответствующего согласия родителей ребенка, но только в предусмотренных Семейным кодексом случаях, то есть если они живы и не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, не лишены родительских прав, не уклоняются от воспитания и содержания ребенка (ст. 129— 130 CK).

Из содержания п. 2 ст. 131 СК следует, что решение об усыновлении ребенка может быть вынесено судом и без согласия опекунов (попечителей), приемных родителей или админи­страции воспитательных учреждений, где находятся дети. При отсутствии согласия указанных лиц на усыновление (особенно если отказ необоснованный) суд вправе принять решение об усыновлении ребенка исходя из интересов ребенка. Указанное правило является новым в семейном законодательстве и вве­дено в СК для защиты интересов ребенка и обеспечения ему возможности при наличии необходимых предпосылок приобре­сти новых родителей. В этой связи в п. 8 постановления Плену­ма Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 указано, что отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руково­дителей воспитательных учреждений дать согласие на усынов­ление, в отличие от отказа родителей, не препятствует поло­жительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка.

Необходимым условием усыновления является получение согласия на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста (ст. 132 СК). Выяснение отношения ребенка к усы­новлению имеет важное значение с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. Предполагается, что именно с достижением указанного возраста ребенок в состоянии осоз­нанно выразить свою волю и отношение к предстоящему усынов­лению, в том числе и в ходе судебного разбирательства. В этих целях ему в доступной форме работником органа опеки и попе­чительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия: о правоотношениях, возникающих меж­ду ним и усыновителями, их родственниками; об утрате пра­воотношений с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой); об изменении фамилии, отчества, данных о роди­телях. Ребенок должен быть подробно осведомлен о личности усыновителя и составить впечатление о нем по результатам личного общения. Важно, что в соответствии со ст. 57 СК учет мнения ребенка в возрасте старше десяти лет о своем усынов­лении является обязательным для суда и органа опеки и попе­чительства. При отсутствии согласия ребенка, достигшего воз­раста десяти лет, усыновление против его воли является не­допустимым.

Разъяснения в доступной форме о сущности предстояще­го усыновления и его последствиях могут быть даны и ребен­ку, не достигшему возраста десяти лет, с учетом степени его интеллектуального развития. В этом случае его согласия на усыновление не требуется, однако несогласие ребенка по воз­можности следует учесть, хотя оно не имеет правового значе­ния.

Конкретная форма выявления и получения согласия ре­бенка на усыновление СК не определена. На практике отноше­ние усыновляемого к конкретным усыновителям как к своим возможным родителям выявляется в беседе с ним. Согласие ребенка на усыновление может быть зафиксировано органом опеки и попечительства в произвольной форме в любом пись­менном документе (заявлении, справке и т. п.).

В соответствии со ст. 2633 ГПК согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление выявля­ется органом опеки и попечительства и должно быть приложено к представляемому в суд заключению органа опеки и попечи­тельства о соответствии усыновления интересам ребенка. На­личие либо отсутствие согласия может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле. Поэтому при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле ребенка, если он достиг возраста десяти лет, для того, чтобы вопрос об усыновлении был решен максималь­но с учетом интересов ребенка[597].

Семейный кодекс предусматривает возможность усынов­ления ребенка старше десяти лет и без получения его согла­сия. Согласно п. 2 ст. 132 СК подобное возможно только тогда, когда ребенок живет, воспитывается в семье усыновителей и считает их своими родителями. Эта норма позволяет оградить ребенка от нежелательных эмоциональных и психологических воздействий, неизбежных в результате разглашения тайны усыновления, поскольку в таких случаях ребенок, как прави­ло, не знает о том, что воспитывается не родителями, и уве­рен, что является родным сыном (дочерью) усыновителей.

При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося ино­странным гражданином, согласие ребенка на усыновление со­гласно п. 8 ст. 2632 ГПК необходимо представить только в том случае, если это требуется в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок, и(или) международным договором Российской Федерации.

При усыновлении ребенка одним из супругов согласие дру­гого супруга на усыновление является обязательным условием (п. 1 ст. 133 СК). На практике чаще всего усыновителями явля­ются оба супруга совместно. Усыновление ребенка только од­ним из супругов (другой супруг при этом не является родите­лем усыновляемого ребенка) менее предпочтительно, но зако­ном не запрещается. При усыновлении в такой ситуации осо­бое внимание должно быть обращено на взаимоотношения, сложившиеся в семье усыновителя между всеми ее членами, их мнение по поводу предстоящего усыновления ребенка. Преж­де всего, речь идет о мнении супруга (жены или мужа) усыно­вителя. Ведь в том случае, когда супруги состоят в браке, но произвести усыновление ребенка желает лишь один из них, а другой не разделяет его решения и противится появлению в их семье нового члена, то это в последующем может отрица­тельно отразиться на воспитании и условиях жизни усыновляемого. Поэтому, если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, необходимо также согласие на усыновление его суп­руга, который не является усыновителем. Вместе с тем согла­сия супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совмес­тно более года и место жительства другого супруга неизвест­но (п. 2 ст. 133 СК). Это связано с тем, что при подобных об­стоятельствах мнение другого супруга выяснить не представ­ляется возможным, а усыновление, тем не менее, необходимо в интересах ребенка.

Ранее семейное законодательство предусматривало воз­можность усыновления ребенка одним из супругов без согласия другого супруга, если тот был признан в установленном зако­ном порядке недееспособным (ч. 2 ст. 104 КоБС). В Семейном кодексе это положение отсутствует, так как ст. 127 СК запре­щает усыновление детей одним из супругов в случае недееспо­собности другого супруга.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2632 ГПК при усыновлении ребенка одним из супругов он к заявлению в суд об установле­нии усыновления должен приложить согласие другого супруга на усыновление ребенка. Отсюда следует, что согласие другого супруга на усыновление должно быть выражено в письменной форме. Подпись супруга на его письменном согласии должна быть удостоверена в установленном законом порядке нотариу­сом или другими должностными лицами, имеющими право со­вершать нотариальные действия[598].

Если же супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно, то супругом, желающим усыновить ре­бенка, в суд представляется документ, подтверждающий ука­занные обстоятельства (сообщение жилищно-эксплуатационного органа, справки адресных служб, органов внутренних дел о результатах розыска супруга, копия решения суда о при­знании супруга безвестно отсутствующим и т. п.). При невоз­можности лица, состоящего в браке, приобщить к заявлению в суд об установлении усыновления ребенка соответствующий документ в нем должны быть указаны доказательства, под­тверждающие эти факты. К таким доказательствам, например, могут быть отнесены показания свидетелей о прекращении се­мейных отношений между супругами и об отсутствии сведений о месте пребывания жены (мужа) усыновителя более года.

Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о том, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают, совместно более года и место жительства супруга-заявителя неизвестно, могут быть установлены средствами доказывания, предусмотренными ст. 49 ГПК, а также вступившим в закон­ную силу решением суда о признании этого супруга безвестно отсутствующим[599].

При усыновлении ребенка одним из супругов после вступ­ления в законную силу решения суда об установлении усынов­ления родительские права и обязанности возникают только у супруга-усыновителя (ст. 137 СК). Для другого супруга (даже давшего согласие на усыновление) решение суда об установ­лении усыновления не влечет таких прав и обязанностей.

Порядок усыновления. В соответствии со ст. 125 СК усы­новление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законода­тельства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребен­ка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Предусмотренный прежде ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей (когда решение об усыновлении ребенка принималось главой местной администрации, а при усы­новлении иностранными гражданами ребенка — гражданина Российской Федерации — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) согласно п. 2 ст. 169 СК про­должал действовать непродолжительное время и после приня­тия СК — до введения в действие Федерального закона от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополне­ний в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР"[600]. Указан­ный закон вступил в силу с 27 сентября 1996 г., то есть по истечении тридцати дней со дня первого официального опуб­ликования[601]. С этой даты порядок усынов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: