Формы дезадаптации и педзапущенности

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Общая схема обследования ребенка при всех формах школьной дезадаптиции.

Психодиагностика познавательной сферы: методы диагностики памяти. Основные принципы интерпретации данных.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других сферах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Формы дезадаптации и педзапущенности.

I форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития, педзапущенность. Следствие: плохая успеваемость. Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохо с чтением, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность молчание на уроках; двойки за письменные работы (по устным лучше), боязнь отвечать, хотя знает, неуверенность в себе; длительность подготовки уроков, тревожность, заниженная самооценка, пассивность пессимизм, разочарование в школе, пропуски, побеги из школы, не доходит до школы. II форма – несформированность мотивации учения, направленность на другие, не школьные (не соответствующие возрасту) виды деятельности Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную (школьные межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности и т.д.) Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей. Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств: медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, упрямства, агрессивности, озлобленности, жестокости, страхов, лживости.

III форма – неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе. Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, ведомость, нарушение общения, слабая успеваемость. Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; неумение дружить со сверстниками, плохие отношения с учителями, жалобы на предвзятое отношений к ребенку: задразнили в школе, бьют в классе; плохие отношения между детьми в семье, нежелание играть со сверстниками, тяга к «плохим детям», непонимание ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: