§
§ Существуют три основных подхода к составлению бюджетов, которые могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения:
§ - «снизу вверх»,
§ - «сверху вниз»,
§ - итерационный подход.
§ Построение бюджетов «снизу вверх» предусматривает сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к менеджерам низшего уровня и далее к руководству организации. На базе этих планов топ-менеджеры определяют финансовые цели организации.
§ Основной недостаток такого подхода его трудоемкость и опасность включения структурными подразделениями в составляемый бюджет некоторого запаса, так как при последующем согласовании топ-менеджеры сократят расходы этого подразделения. Кроме того, много сил и времени уходит на согласование бюджетов, а руководство не имеет доступа к «первичной» информации. В процесс передачи от одного уровня другому показатели могут изменяться, что искажает исходную информацию;
§ Построение бюджетов «сверху вниз» осуществляется исходя из целей, намеченных руководством организации. А ответственность за достижение этих показателей несут руководители нижестоящих звеньев. Такой подход также не лишен недостатка: у менеджеров низшего звена отсутствует информация о стратегических показателях, стоящих перед организацией;
|
|
§ Комбинированный вариант (итерационный) сочетает в себе оба подхода построения бюджета, рассмотренных ранее. Вначале реализуется подход «сверху вниз» при определении миссии и вторичных целей организации, исходя из рыночных прогнозов и принятой стратегии развития, а затем используется подход «снизу вверх» для составления и уточнения бюджетов.
§ В процессе планирования руководству организации для принятия взвешенных решений необходимо обладать «отфильтрованной» и обобщенной информацией от подразделений, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх». В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать свою деятельность при наличии у них информации от руководства которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общем состоянии дел компании и знает ее долгосрочные цели [25]. В этом смысле весьма полезно бюджетирование по методу «сверху вниз» Однако на практике чаще всего применяются смешанные (итеративные) варианты составления бюджетов, содержащие в себе черты обоих подходов, с преобладанием того или другого.
§ Бюджет составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от руководителей нижнего уровня к руководству компании. Руководители, отвечающие за выполнение бюджетных показателей, составляют бюджет для тех областей деятельности, за которые они несут ответственность. Такой подход позволяет руководителям, принимая участие в подготовке своих бюджетов, применять накопленный опыт, знания существа и проблем предметной области. Тем самым увеличивается вероятность того, что они примут адекватный бюджет и будут стремиться достичь запланированных целей. Однако при таком подходе много сил и времени уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументированности может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета. Этот вид бюджетирования широко распространен в России, как из-за неопределенности рыночной ситуации, так и по причине нежелания руководства заниматься планированием [50].
|
|
§ Бюджет, составляемый по методу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т. п. для оценки эффективности работы центров ответственности.
§ Наиболее приемлема итерационная процедура бюджетирования, при которой обычно сначала сверху спускаются целевые финансовые показатели, а после формирования по направлению «снизу вверх» всей системы бюджетов предприятия, вплоть до основных заключительных бюджетов – БДР, БДДС и ББЛ, следует их анализ на соответствие выполнения поставленных руководством целевых показателей (оборачиваемость, рентабельность, ликвидность и т.п.) Если желаемые значения целевых показателей достигаются, бюджет представляется руководству на утверждение, после чего он из проекта становится директивным и рассылается всем менеджерам компании для выполнения и контроля [30].
§ Если же по результатам анализа обнаруживается расхождение полученных целевых показателей с желаемыми, то от руководства компании следует задание на подготовку следующей версии бюджетов. Такие итерации повторяются до достижения приемлемой версии, которая в конечном итоге утверждается.
§ Различают два основных метода бюджетирования:
§ - «нулевой метод» актуален для новой коммерческой организации или при коренном изменении предмета деятельности организации;
§ - «планирование от достигнутого» – традиционный метод.
§ Существует две основных формы составления бюджета: жесткий бюджет (традиционная форма) и гибкий бюджет.
§ В отличие от жесткого бюджета, когда цифровые показатели не изменяются в течение года, при гибкой форме плановые документы могут периодически корректироваться на протяжении всего года для отражения оперативных результатов. Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объемном показателе деятельности таким показателем может выступать объем производства продукции (работ, услуг).
§ Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых (контролируемых) затрат, а также для центров доходов, так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем производства, может воздействовать на затраты или выручку (доход). По принципу гибкого бюджета планирует выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.
|
|
§ Использование на практике гибких бюджетов позволяет составлять бюджеты, которые более точно отражают задачи и финансовое положение организации. Несомненно, без соответствующего компьютерного обеспечения данного процесса формирование гибкого бюджета просто нереально [2].
§ Ряд организаций формируют так называемые обновляемые бюджеты. Изменения вносятся раз в полугодие или квартал. Создается прогноз доходов и расходов коммерческой организации на четыре квартала вперед и годовой бюджет на основе этих прогнозов. Ежемесячно аналитики осуществляют высокоточные оценки, с тем, чтобы удостовериться, что бюджет соответствует реальным доходам и расходам.
§ Другие организации пользуются бюджетом, который составляется раз в год. Но они применяют программное обеспечение для сбора информации о реальных затратах и доходах, прогноза изменения этих показателей на остаток года и их сопоставления с цифрами, заложенными в бюджете. Для сравнения оперативных показателей с плановыми система финансового планирования (бюджетирования) интегрируется с Главной книгой.