Философия Нового времени

1. Оформляются основные направления философии познания:

  • а) эмпиризм (греч. еmpeiria – опыт) – приоритет отдает опытному познанию;
  • б) сенсуализм (лат. sensus – ощущение, чувство) – признает ощущение единственным источником познания;
  • в) рационализм (лат. rationalis – разумный) – обосновывает приоритет разума в познании мира; вера в разум, в очевидность разумного усмотрения в силу доказательности;
  • г) агностицизм (греч. agnostos – непознаваемый) – полностью или частично отрицает возможность познания объективного мира.

2. Всесторонне разрабатываются методы научного познания.

3. Выявлены и исследованы глобальные заблуждения в познании («идолы», «призраки» разума Ф. Бэкон). В своей работе «Новый Органон» Бекон утверждал, что новая логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, т. е. не измышлять и выдумывать, а открывать и выражать то, что совершает природа. Есть три пути познания:

  • а) «путь паука» - выведение истин из чистого сознания, путь схоластики;
  • б) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
  • в) «путь пчелы» - соединение двух путей, сочетание чувственного и рационального, но приоритет отдается первому.

Гносеология Р. Декарта пронизана убеждением в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания.

Разум, вооруженный интуицией и дедукцией, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться истинным методом, т. е.:

  • 1) надо мыслить ясно и четко (отчетливо);
  • 2) расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы;
  • 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
  • 4) не допускать пропусков в логических звеньях исследования и др.

Немецкая классическая философия.

1. Исследует познавательные способности человека (чувственность, рассудок, разум – И. Кант.).

2. Обосновывает роль диалектического метода в познании (Г. Гегель).

3. Впервые рассматривает практику как одну из основных проблем гносеологии, как критерий, наряду с другими, но она есть абстрактно-духовный труд (Г. Гегель.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: