Справедливость как ценность права

Справедливость - ценность особого рода, сложная, комплексная, многосоставная. Известный итальянский юрист Н. Боббио определял ее как совокупность ценностей, благ и интересов, охране и развитию которых служит право.

Иными словами, справедливость проявляется в других ценностях, она устанавливает их иерархию и соотношение между ними. Конкретное преломление тех или иных ценностей подлежит проверке на предмет справедливости.

Категория «справедливости» впервые подверглась обстоятельному разбору в «Большой этике» и «Никомаховой этике», а также «Политике» Аристотеля. Обращает на себя внимание широта и многоплановость этого понятия. Оно и выражается разными, хотя и близкими терминами - справедливое, справедливость, правосудность, правосудие. Для Аристотеля справедливость - это и личная добродетель (склонность, способность поступать справедливо), и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ.

Справедливость - сугубо общественное явление. Хотя она выступает и в качестве личной добродетели, проявляется справедливость только в отношении к другим лицам.

Признаками, компонентами или принципами гражданской справедливости, по Аристотелю, являются: уважение к интересам других, равенство или соразмерность и общее благо. Высказанные Аристотелем идеи развивались и обогащались на протяжении тысячелетий.

Жан-Жак Руссо полагал, что наибольшее благо всех граждан «сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству». Однако равенство Руссо понимал совсем не так, как Аристотель. У него речь идет не о пропорциональности, не о равенстве по достоинству, а о фактическом равенстве, причем не только в политических правах, но и в имущественном положении. Руссо говорил, что нереальность полного решения этой задачи не избавляет мудрого законодателя от необходимости свести контрасты бедности и богатства к минимуму.

Пьер Жозеф Прудон, один из основателей анархизма, полагал, что справедливость - это «признание в другом личности равной нашей». Справедливость и равенство для него синонимы.

На протяжении тысячелетий сохраняется и традиция отождествления справедливости с общим благом.

Наиболее существенное обогащение аристотелевских представлений о справедливости произошло в связи с постановкой социального вопроса левыми и социалистическими течениями. Ими был выдвинут тезис о неполноте, урезанности и даже фальшивом характере справедливости, сводимой лишь к формальному, юридическому равноправию, о необходимости известного равенства условий ради осуществления социальной справедливости. Эти идеи давно уже получили широкое распространение и разделяются сегодня не только социалистами, коммунистами и левыми радикалами, но и сторонниками либерализма. Они вовсе не предполагают непременно обобществления средств производства или имущественного уравнивания, но во всех случаях и формах означают создание некоторых льгот для бедных и обездоленных за счет всего общества, что невозможно без государственного регулирования и перераспределения богатств.

Характерна в этом отношении работа американского либерала Джона Ролса «Теория справедливости». Ролс понимает справедливость как политическую и социальную, а не формально-юридическую категорию. Ее суть состоит в том, как в экономической, политической и социальной жизни распределяются права, обязанности и выгоды общественного сотрудничества.

Ролс формулирует два принципа справедливости. Первый состоит в том, что все люди обладают равными основными свободами, совместимыми с такой же свободой других людей. Это юридическое и политическое равенство.

Второй принцип подразделяется на два положения:

1. Социальное и экономическое неравенство допустимо только в пользу наиболее обездоленных. Именно в этом случае оно будет служить благу общества в целом.

2. Должности и общественный статус должны быть доступны всем.

Этот принцип Ролса носит социально-экономический, а не формально-юридический характер. Социальная и экономическая политика должна быть направлена на наиболее полное удовлетворение долговременных ожиданий наименее благополучных людей.

Справедливость обеспечивается сочетанием двух названных принципов. Таким образом, обеспечивается социально-экономическая справедливость без пренебрежения правами человека.

Такая позиция характерна для подавляющего большинства политиков, философов, правоведов последних десятилетий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: