Государство и право как ценности

Отмеченное понятийное единство права и государства в рамках либертарно-юридической теории права и государства, помимо рассмотренных онтологических и гносеологических аспектов их характеристики, определяет и соответствующий аксиологический подход к ним. Согласно юридико-либертарной аксиологии, ценность дей ствующего (позитивного) права и реально наличного государ ства определяется по единому основанию и критерию, а имен но с позиций правовых ценностей (права как ценности). При чем речь идет именно о правовых ценностях (в их формально- юридических значениях и определениях), а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Ведь только таким образом определенные правовые ценнос ти — в силу абстрактной всеобщности права (принципа фор мального равенства, правовой формы отношений) — носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле аб солютный, а не относительный) характер. Право тем самым в своем аксиологическом измерении вы ступает не как носитель моральных (или смешанных мораль но-правовых) ценностей, что характерно для естественнопра вового подхода, а как строго определенная форма именно пра вовых ценностей, как специфическая форма правового дол женствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм. Такое понимание ценностного смысла правовой формы долженствования принципиально отличается и от позитивист ского подхода к данной проблеме. В противоположность пози тивистскому обесценению права (в качестве приказа власти) в либертарной концепции права правовая форма как форма ра венства, свободы и справедливости качественно определенна и содержательна, но содержательна и определенна в строго формально-правовом смысле, а не в смысле того или иного фактического содержания, как это характерно для естествен ноправового подхода. Поэтому такая качественно определенная в формально-правовом плане форма права представляет собой форму долженствования не только в смысле общеобязатель ности, властной императивности и т.д., но и в смысле объек тивной ценностной общезначимости, в смысле ценностно- правового долженствования. Данная концепция правовой (формально-правовой) трактов ки фундаментальных ценностей человеческого бытия (равен ства, свободы, справедливости) в качестве основных моментов правовой формы долженствования четко очерчивает и фикси рует ценностный статус права (круг, состав, потенциал права как ценности, специфику права как ценностно-должного в об щей системе ценностей и форм долженствования и т.

д.). С этих позиций правовых ценностей может и должно определяться ценностное значение всех феноменов в корреспондирующей и релевантной праву (праву как должному, как цели, как осно ванию требований, источнику правовых смыслов и значений) сфере сущего. Эту сферу сущего, ценностно определяемого с позиций правового долженствования, составляют — в рамках либер- тарно-юридической аксиологии (с учетом специфики ее пред мета, профиля и задач) — закон (позитивное право) и госу дарство во всех их фактических проявлениях и измерениях, во всем их реальном существовании, а также юридически значимое фактическое поведение субъектов права. В либертарной концепции речь, следовательно, идет об оценке (ценностном суждении й оценке) с позиций права пра вового смысла и значения закона (позитивного права) и налич ного, эмпирически реального государства, об их правовом ка честве, об'их соответствии (или несоответствии) целям, требо ваниям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как ценность и цель для закона (пози тивного права) и государства. Это означает, что закон (пози тивное право) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Закон (пози тивное право) и государство ценны лишь как правовые явле ния. В этом ценностно-целевом определении и оценке закон (позитивное право) и государство значимы лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву, вы-ражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смыс ле, являются правовыми. Таким образом, ценность закона (позитивного права) и го сударства, согласно развиваемой нами концепции либертарно- юридической аксиологии, состоит в их правовом значении и смысле. Цель и ценность права как должного в отношении за кона (позитивного права) и государства можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство — это, следовательно, правовые цели-ценности реального закона (позитивного права) и государства, а также всех форм юридически значимого фак тического поведения людей.

Аксиологический смысл такого соотношения должного и сущего выражает идею необходимости постоянного совершен ствования практически сложившихся и реально действующих форм позитивного права и государства, которые как явления исторически развивающейся действительности разделяют ее достижения и недостатки и всегда далеки от идеального состо яния. К тому же в процессе исторического развития обновля ется, обогащается и конкретизируется сам смысл правового долженствования, весь комплекс правовых целей — ценнос тей — требований, которым должны соответствовать законы и государство. Абсолютный характер цели и требования правового за кона и правового государства не означает, конечно, будто сегодня эта цель (и требуемые ею правовой закон и правовое государство) по своему смысловому содержанию и ценностно му объему та же, что и сто лет назад или будет сто лет спу стя. Яркой иллюстрацией таких изменений является, напри мер, весьма радикальное развитие и существенное обновление за последнее столетие представлений о правовом равенстве, свободе и справедливости, о правах и свободах человека, их месте и значении в иерархии правовых ценностей, их опреде ляющей роли в процессе правовой оценки действующего зако нодательства, деятельности государства и т.д. Важно, однако, и то, что при всех подобных изменениях и конкретизациях иерархии, объема и смысла правовых цен ностей речь идет не об отрицании, отказе или отходе от пра вовой цели — ценности (от требования правового'закона и правового государства), а о ее обновлении, углублении, обо гащении, усложнении и конкретизации в контексте новых ис торических реалий, новых потребностей, новых проблем и новых возможностей их разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: