Данная группа методов относится к упреждающим методам управления (управ-
ление по возмущению). Наиболее эффективным их них является стратегическое планирование. Как средство управления риском оно дает наибольший эффект в том случае, еслиразработка стратегии проходит через все сферы внутри предприятия. Предшествующиеэтому процессу работы по изучению внутреннего потенциала организации позволяютснять большую часть неопределенностей, выявить слабые места в производственномцикле, заранее разработать комплекс мероприятий по их устранению, план создания ииспользования резервов и т. д.
Одна из составляющих этого метода – прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть его заключается в периодической разработке сценариев развития внешней среды предприятия: поведения конкурентов, партнеров, клиентов, региональной общеэкономической обстановки.
Данные прогнозы обеспечиваются информацией, получаемой при помощи мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды, – еще одной составляющей стратегического планирования. Высокий эффект здесь дают использование компьютерных систем нормативно-справочной информации, подключение к базам данных коммерческой информации, проведение соответствующих аналитических исследований, обращение к услугам консалтинговых фирм.
|
|
Еще один метод компенсации риска – создание системы резервов.
Создание резерва достаточно близко к страхованию. При использовании этого метода на
предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, денежных средств, созда-
ются планы их мобилизации в условиях кризиса. В некоторых случаях создание резерв-
ных фондов является обязательным. К примеру, производственные кооперативы обязаны
создавать страховой фонд в размере 5% прибыли в их распоряжении после расчетов с
банком и бюджетом.
Следующий метод борьбы с риском – активный целенаправленный маркетинг. Он
подразумевает использование маркетинговых инструментов для интенсивного формиро-
вания спроса на продукцию предприятия.