А.Ю. Лисеева

студентка магистратуры 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент О.В. Филатова

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Уровень развития любого общества определяется не только экономическими характеристиками, но и его отношением к обездоленным и инвалидам. Известно, что на разных этапах развития цивилизации у людей существовали неоднозначные критерии оценки человеческой неполноценности, что являлось характеристикой производственных сил, культуры общественного сознания по отношению к физическим и психическим качествам личности. В настоящее время российское общество находится в типичной для трансформационных периодов ситуации, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права «особого» человека на развитие, образование, социальную интеграцию и фактическим отсутствием механизмов его реализации.

Процесс интеграции (от лат.т1е§га1:ю - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [1, С. 12].

К средовым факторам, влияющим на процесс интеграции инвалидов в общество, прежде всего, относятся: приспособленность инфраструктуры и наличие рабочих мест для обозначенной категории граждан. «Трудности у нас следующие: если ты кончаешь школу на дому, то имеешь недостаток знаний…Вторая трудность в передвижении. Мало что доступно для нас. Третья трудность – это психологические барьеры» [2, С. 88]. Социальное обеспечение предполагает осуществление мероприятий по обеспечению людей с ограниченными возможностями соответствующей работой, в том числе создание для них специализированных условий труда и организации контроля за применением их труда. Использование труда инвалидов может быть выгодно обществу и в ряде случаев представляет собой супероптимальное решение. Поскольку инвалиды получают доход, а общество дополнительные трудовые и социальные ресурсы. Трудоустройство является видом социального обслуживания, способствующего, в частности, восстановлению утраченной трудоспособности, приспособление к новым условиям труда. Для осуществления мероприятий по трудоустройству граждан, частично утративших трудоспособность, право предусматривает целый ряд специализированных услуг, связанных с подготовкой и вовлечением в трудовую деятельность. Процесс интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди которых наиболее важными являются:

1. Несовершенство законодательной базы;

2. Нежелание индивида позитивно относиться к сложившейся ситуации, искать внутренние и внешние ресурсы;

3. Зависимость процесса интеграции от личностных особенностей и индивида и опыта семейных взаимоотношений.

Для преодоления этих трудностей необходимо:

1. Развивать и совершенствовать систему реабилитации, расширять возможности среды по средствам усовершенствования инфраструктуры.

2. Использовать возможности СМИ, особенно электронных, для информирования людей с ограниченными возможностями об имеющихся у них и для них возможностей, а также «сообщения» окружающим о «достижениях» «инвалидов».

Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться на внутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он определяет себя, свое будущее место в обществе.

Литература

1. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.

2. Отношение провайдеров и потребителей к дополнительному образованию инвалидов // Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социально-экономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», М.: МОНФ. № 196. 2007. 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: