М.Ю. Лапшин

студент магистратуры 2 курс (ЗО) СР

научный руководитель: к.п.н., доцент Родина И.В.

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Анализ теоретических источников показывает, что патриотизм, патриотическое воспитание молодежи выступает одной из важнейших проблем жизнедеятельности государства, общества, личности на протяжении всей истории развития человечества. Появление патриотизма как сложного социального феномена обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям. С момента возникновения государств и до сегодняшнего дня патриотизм играет значимую роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В некоторые исторические периоды патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к данной проблеме на протяжении длительного временного периода [4].

Проблема патриотизма освещалась в трудах философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова и др.), психологов (И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского и др.), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.), писателей (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова и др.).

Патриотизм представляет собой комплекс взаимосвязанных качеств личности или системное качество: социальное чувство (любовь к Отечеству), патриотическая идеология, социокультурная ценность (одна из системообразующих ценностей общегосударственного уровня), критерий и одновременно итог гражданской идентификации, морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение), вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям [3].

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время выделяют следующие виды патриотического воспитания [1]:

· военно-патриотическое воспитание – выступает составной частью патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В целом военно-патриотическое воспитание представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у человека высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально- психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. А также это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности. В настоящее время это направление особенно актуально в силу тенденций падения престижа военных профессий, нежелания многих молодых людей служить в армии, пересмотра истории страны и, в частности, военно-исторических фактов и места в них отдельных личностей. Поле деятельности педагогов и воспитателей в направлении военно-патриотического воспитания молодежи огромно, а роль не переоценима [1];

· героико-патриотическое воспитание - ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков;

· национально-патриотическое воспитание - формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ [1];

· гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность, которая представляет собой комплекс свойств интегративного характера, качеств личности: патриотизма, ориентаций на гуманистические нравственные ценности, понимания необходимости социального и профессионального самоопределения, чувства достоинства, социальной справедливости и ответственности, общечеловеческой солидарности, свободомыслия, культуры межличностного и межнационального общения и др.;

· гражданско-патриотическое воспитание - базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении и современных условиях затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства. К сожалению, не работают отдельные положения законов, затрагивающие интересы молодых [1].

В настоящее время на федеральном уровне действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.». Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции [1].

Важно отметить, что проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан РФ обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. В настоящее время в стране в основном создана система патриотического воспитания граждан. В большинстве регионов России образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания. Продолжает совершенствоваться организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан РФ повышается [1].

Таким образом, патриотическое воспитание молодежи выступает фактором обеспечения социальной безопасности российского общества, предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов - социально-политических, духовных, военно-технических.

Литература

1. Информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи /Сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина / Под общ. ред. Н.А. Шайденко. - М., 2010. С.134.

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] URL http://www.garant.ru (дата обращения: 18.04.2015).

3. Козырева И.В., Романова Н.Г., Гапонова В.М. Воспитание патриотизма как одного из приоритетных направлений в работе с молодежью // Образование и культура. 2011. № 3(3). С.175-176.

4. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. – Белгород, 2013. С. 156.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: