Т.А. Полтораус

студентка бакалавриата 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент И.И. Железкина

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

У понятия «тьютор» долгая и запутанная история. Его значение в концепции образования с течением времени изменялось в разных странах и культурах. Буквально понятие «тьютор» (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор» [22, с. 152].

По данным теоретических исследований, в российской современной образовательной ситуации можно выделить три контекстных типа тьюторских практик обусловленных такими целями как: умение жить в информационном обществе и использовать все его возможности (информационно-коммуникативный контекст), развиваться в неразрывной связи со становлением общества (социальный контекст), использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы (антропологический контекст).

Как показывают теория и практика, тьюторская деятельность реализуется через перечень следующих задач педагога – тьютора: оказывать помощь в получении максимальной отдачи от обучения; следить за ходом обучения; создавать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы; консультировать и поддерживать обучащегося; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета [35, с. 181].

Современное понимание тьюторства через призму использования в социально-педагогической работе усматривается в следующих деятельностных характеристиках [18, c.134]:

· тьюторство как поддержка - путь решения проблемы субъектности в образовании;

· тьюторство как сопровождение - сопровождение реализации индивидуальной образовательной программы;

· тьюторство как фасилитация - путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Рассматривается как сопровождение личностного развития обучающихся.

Важным компонентом тьюторской деятельности в социально-педагогической работе является его содержательное наполнение в рамках следующих направлений деятельности образовательного учреждения:

1. Учебная работа: составление учебной части индивидуальной образовательной траектории студента, включение в научно-исследовательскую и научно-практическую работу.

2. Воспитательная работа: составление внеурочной части индивидуальной образовательной траектории, включение в культурно-массовые и внеурочные мероприятия.

3. Социально-психологическая работа: выявление (диагностика) психологических особенностей личности студента.

4. Производственная работа: организация пространства для включения в профессиональную деятельность (включение в научно-практические проекты, освоение программ учебной и производственной практик)

Анализ нормативных документов, определяющих содержание функционально-должностных обязанностей тьютора, позволил выделить его основные направления деятельности приемлемые в социально-педагогической работе:

· диагностика - как вид деятельности, направленный на анализ различных состояний и процессов;

· консультирование - как особым образом организованное взаимодействие, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений;

· моделирование - как деятельность, направленная на раскрытие возможностей и способностей.

Выделенные основные виды деятельности тьютора предполагают необходимость реализации таких принципов тьюторского сопровождения, приемлемых в социально-педагогической работе как: открытость, вариативность, непрерывность, гибкость, индивидуальный подход, индивидуализация. Суть принципа открытости связана, в первую очередь, с преодолением границ школьного контекста. Принцип вариативность предполагает создание разнообразной среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы.

Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения. Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной программы тьюторанта. Принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. Принцип индивидуализации позволяет ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные приоритеты [2, c.202].

В настоящее время институт тьюторства обусловлен вхождением России в единое европейское образовательное пространство и введением Федеральных государственных образовательных стандартов, на основании которых обучающимся предоставляется возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

Рассмотрение тьюторства как особый вид или направление профессиональной деятельности, определяет необходимость изучения основных психолого – педагогических механизмов, обеспечивающих его реализацию. К таким механизмам можно отнести: тьюторское сопровождение и тьюторское взаимодействие.

Тьюторское сопровождение в общем виде представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:

· диагностическим - на диагностическом или ориентировочно-диагностическом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным;

· проектировочный - необходимым условием для реализации этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса;

· реализационный - на этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные результаты;

· аналитический - на данном этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы тьюторанта.


Кроме тьюторского сопровождения важным психолого-педагогическим механизмом реализации содержания тьюторства является понятие «тьюторское взаимодействие», которое усматривается в основных компонентах взаимодействия тьютора с предполагаемыми оппонентами: совместная деятельность, общение и целенаправленное (или неосознанное) взаимное воздействие, приводящее к изменениям.

В целом можно констатировать, что на сегодняшний момент созданы нормативные условия для введения тьюторского сопровождения в образовательный процесс (введена должность, имеются квалификационные характеристики, тьютор упомянут в Приказе Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» от 24 декабря 2010 г. №2075). Практическая реализация тьюторского сопровождения в социально-педагогической деятельности является предметом перспективных разработок.

Данное исследование проводилось в рамках деятельности межведомственной научно-исследовательской лаборатории ОГУ и УФСИН России по Орловской области. Результаты исследования обсуждались 31.03.2015 г. на открытом заседании лаборатории на тему: «Оптимизация процесса обучения в условиях межведомственной профессионально-ориентированной образовательной среды: особенности, перспективы развития».

Литература

1. Арсланова, Р.А. Тьюторство как составляющая образовательного процесса в вузе / Р.А. Арсланова, О.В. Бушмина, Г.У. Матушанский // Вестник Казанского гос. энергетического ун-та. – 2011. – Т. 8,1.– С. 88-94

2. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: [учеб. пособие] / Е. А. Климов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия. 2004. – 239 с.

3. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. и др.: Питер, 2000. – 432 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: