Н.А. Саркисян

студентка магистратуры 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доцент О.В. Филатова

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

До недавнего прошлого проблема девиантности, делинквентности и криминальности у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере указанных форм поведения (Исаев, Коган, 1987; Слуцкий, 1987; Бойко, 1993; Юлдашев, 1996; Буторина и др. 1999).

Девиантное –это поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах подобной деятельности. Девиантное поведение условно подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, в т.ч. правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном кодексе – преступлениями. Соответственно, говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Делинквентное поведение как одно из видов девиантного поведения подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющихся под воздействием на психику несовершеннолетнего комплекса отрицательных социально-психологических, психофизических, психотравмирующих факторов семейного неблагополучия, и проявляющегося в правонарушениях различной степени тяжести. Суммируя данные научных источников, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

· фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

· физическая или психологическая жестокость (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

· недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания и поведения;

· острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

· потакание ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

· чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям, сестрам;

· несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

· смена родителей (опекунов);

· хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

· нежелательные личностные особенности родителей;

· усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных и скрытых).

Ставя целью конкретизацию факторов, детерминирующих появление делинквентного поведения подростков, мы предприняли собственное эмпирическое исследование, в котором приняли участие 25 подростков с делинквентным поведением в возрасте от 14 до 18 лет, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Орла. Из всех опрошенных, по их признаниям, 93% регулярно учувствовали в инкриминированных им действиях и 74% - в действиях агрессивного характера.73% опрошенных регулярно курят, 89% часто посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 35% хотя бы раз участвовали в насильственных действиях.

Анализ ответов респондентов показал в качестве причин делинквентного поведения: «недостаточную квалификацию учителей, воспитателей» (30%), «кризис системы образования» (35%), коммерциализацию системы образования (60%), «излишнюю стигматизацию несовершеннолетних» (40%), негативное влияние СМИ(90). Среди других причин проведенное нами исследование выявило и издержки организации досуговой сферы: отсутствие (особенно в районных центрах) должной разветвленной сети учреждений дополнительного образования, недостаточно эффективную работу секций 30%, и, как результат: неизбежность проведения досуга в неформальных подростковых группах отрицательной направленности (35%); возросшую бездарность (55%).

Учитывая вышеизложенное, обращая внимание на самые серьезные просчеты в воспитании и организации досуга подростков, необходимо сосредоточить усилия в следующих направлениях работы с молодежью, руководствуясь следующими принципами:

· комплексность семьи, школы, учреждений дополнительного образования в работе с молодежью;

· учет интересов и потребностей различных групп подростков и молодежи;

· усиление внимания к досуговой деятельности молодежи;

· вовлечение молодых граждан в разработку и реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики; создание новых, эффективных проектов в области работы с молодежью;

· повышение качества работы и углубление специализации кадров, работающих с молодежью.

Литература

1. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничетсво. – Свердловск,1988

2. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.- М.,2009

3. Трудный подросток: причины и следствия / под ред. В.А. Татенко.-Киев, 2005

4. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. –М.: Знание,2008


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: