А.А. Романенко

студентка магистратуры 2 курс, ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент Е.С. Калинина

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Последние годы возрастает число детей, которым ставят диагноз ранний детский аутизм. Большинство из нас ничего не знает об этом заболевании, а если кто-то и слышал, то его представления весьма расплывчаты и окружены разными мифами. Неспециалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие гении были весьма странными, аутичными личностями. Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего мира вызывают интерес. Однако люди, постоянно общающиеся с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ними, видят совсем другую безрадостную картину: социальную неприспособленность и неадекватность поведения ребенка с РДА.

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Аутизм определяется как предельное одиночество ребенка, снижение его способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и, в конечном счете, социальному развитию [3]. Для детей с аутизмом характерны трудности установления с другими людьми визуального контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Ребенок испытывает сложности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании состояний окружающих. Детям с синдромом аутизма свойственна стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить привычные, неизменные условия жизни. Эти дети оказывают ярко выраженное сопротивление малейшим изменениям в окружающей обстановке, распорядке жизни, испытывают страх перед ними. Они постоянно находятся в мире однообразных действий двигательных и речевых (раскачивание, взмахивание руками, многократное повторение одних и тех же движений, звуков, слов, фраз), имеют пристрастие к одним и тем же предметам и однообразным манипуляциям с ними. Дети захвачены стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре [3].

Несмотря на то, что заболевание ранний детский аутизм выявлено и описано достаточно давно, все еще не существует универсального и эффективного набора методов, позволяющих успешно справляться с этой проблемой.

Важную роль в лечении раннего детского аутизма (РДА) играют родители. Семья – это особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. Семья является системой, живым организмом. Изменения, которые происходят с одним из нее членом, влияют на всю семейную систему в целом. Именно от родителей, от их систематических и целенаправленных усилий нередко зависит благоприятный прогноз развития аутичного ребенка [2].

Изучение и разработка приемов помощи семье, в которой воспитывается ребенок, страдающий аутизмом, до настоящего времени осуществлялись медицинской психологией и психотерапией. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали делаться только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья такого ребенка часто лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Из-за неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих – агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, магазине, на улице, в детском учреждении [5].

На наш взгляд, эффективным в работе с детьми с РДА, а также в организации совместных занятий детей и родителей, является арт-терапия.

Арт-терапия является средством невербального выражения мыслей и чувств, способствует развитию самопознания и творческого потенциала, что является особенно актуальным в работе с детьми-аутистами. Визуальные образы выступают в качестве метафор психического опыта и пережитых ребёнком травм. Посредством изо-терапии возможно осознание им смысла визуальных образов и постепенное понимание, и преодоление своих внутренних конфликтов. Работа с изобразительными материалами даёт выход раздражению, гневу, но позволяет повысить самооценку, укрепить уверенность в себе, гармонизировать отношения с окружающими [1].

Возможности визуальной экспрессии значительно расширяются, если ребёнок владеет изобразительными техниками, позволяющими в полной мере выразить свои эмоции в социально приемлемых формах, т. е. ребёнок должен использовать в своей работе различные техники и средства изображения. Поэтому при проведении арт-терапевтической работы с детьми с особенностями эмоционального развития возникает необходимость в разработке арт-педагогической методики по овладению цветоразличением при использовании различных изобразительных техник. Такая методика должна иметь диагностическое значение, так как в продуктах визуальной экспрессии наиболее точно отображается эмоциональное состояние ребёнка.

Использование арт-терапии совместно «родитель-ребенок» это воздействие на чувство привязанности посредством невербальности (общение через рисунок). Опираясь на родителей как на партнеров стимулируется эмоциональное развитие ребенка. Совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению эмоционального отделения детей от родителей [1].

Нами разработаны и успешно апробированы занятия с детьми с ранним детским аутизмом.

Целью занятий является оказание психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с РДА, с использованием арт-терапии.

Задачи:

1. установление контакта (организации общения) аутичных детей с взрослыми;

2. стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми;

3. приучение ребенка к нестереотипным формам поведения и деятельности;

4. ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;

5. обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка;

6. повышение самооценки и укрепление уверенности в себе аутичных детей;

7. гармонизация отношения с окружающими.

Данная методика разработана для детей в возрасте от 7 до 15 лет, не имевших начальной подготовки в области изобразительного искусства, а так же их родителей. Форма организации занятий может быть как индивидуальной, так и групповой. Воспитанникам целесообразно заниматься по 1 часу 2 раза в неделю, так как это связано с их возрастными особенностями и необходимостью уделять внимание каждому ребенку.

Таблица 1

Цель и содержание занятий педагога-психолога проводящего работу с детьми, страдающими РДА

Цель занятия Форма занятия Содержание занятия
Развитие положительных эмоций; снятие тревоги Групповая (с родителями) «Дракончик»
Развитие навыков взаимодействия Групповая (детский коллектив) «Хоровод, «Поводырь»
Уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения. Групповая (детский коллектив) «Свободный рисунок в круге».
Коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения. Групповая (детский коллектив) «Мой страх», «Мелки – наперегонки» «Нитки»
Выявление своеобразия эмоционального благополучия ребенка в семье; осознание родственных чувств, чувства безопасности. Групповая (с родителями) «Рисунок моей семьи» «Цветок добрых слов»
Создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком; Групповая (с родителями) «Ладошки» «Ребенок в лучах солнца»
Развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Групповая (детский коллектив) «Парное рисование»
Развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей. Групповая (с родителями) «История из жизни окна», «Карапуз»
Эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей. Групповая (с родителями) «Наш семейный плакат»
Развитие умений открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей. Групповая (с родителями) «Конверты радости и огорчений»

Например, занятие «Дракончики». Занятие проходит с родителями. Участникам предлагается на свой вкус раскрасить лица в виде мордочек драконов, как друг другу, так и самому себе. Это занятие дает детям ощущение безопасности, доверия взрослому, позитивные эмоции всех участников занятия.

В ходе проведения упражнения «Конверты радости и огорчений» ребенок совместно с педагогом подготавливает два конверта: первый – с рисунками положительных эмоций и событий, второй - с отрицательными. Время от времени содержимое конвертов пересматривается, анализируется, дополняется. Конверт с накопившимися радостями хранится в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений следует предложить «расправиться». Ребёнок сам придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (конверт можно разорвать, разрезать, опустить в воду и т.д.).

Данное упражнение позволяет, открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям, снимает напряжения; развивает творческое воображение.

Таким образом, семья, в которой есть дети – аутисты особый объект внимания. Самое важное в работе с такими детьми – это общение с родителями, которое может выявить все особенности развития, в первую очередь это навыки и умения, привязанности и привычки ребенка. Занятия с использованием арт-терапии помогают лучше понимать детей, прислушиваясь к их чувствам, а также просто увеличивает время пребывания с детьми-аутистами, когда мама и ребенок принадлежат друг другу.

Изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и для коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. С помощью художественного творчества вносятся коррективы как в рисунок, лепку, аппликацию, так и в его деятельность. Рисование, вырезание способствуют формированию у таких детей осмыслённого дифференцированного восприятия предметов, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходства и различия, развивают вкус, наблюдательность, пространственно-конструктивные и аналитические возможности, а также расширяют представление об окружающем мире.

Литература

1. Копытина А. И. Арт-терапия – новые горизонты / А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.

2. Нестерова Г.Ф. Проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями. −http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R53.html

3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2007, 288 с.

4. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. – М.: Речь, 2007. – 289 с.

5. Ткачева В. В. Гармонизация внутри семейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья / В. В. Ткачева. – М.: Изд. Гном и Д, 2000. – 160 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: