Популярная в 60-х гг. XX в. теория индустриального общества в 70-х гг. получает свое развитие в теории «постиндустриального общества» (ее представители – американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и французские социологи и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье). По данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии:
1) доиндустриальную (аграрную);
2) индустриальную;
3) постиндустриальную технотронную стадию – З.К. Бжезинский, сверхиндустриальную – А. Тоффлер.
Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации: в аграрном обществе – это церковь и армия, в индустриальном – корпорация, в постиндустриальном – университеты.
Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании социальных изменений. Наряду с ней распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий:
|
|
1) первобытнообщинную,
2) рабовладельческую,
3) феодальную,
4) капиталистическую,
5) коммунистическую.
Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на основе социальной революции.
Социальная революция – это коренной качественный переворот по всей системе общественной жизни. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.
Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. С точки зрения марксизма, роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития. Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса. Они утверждают возможность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Критерием прогресса объявляются:
1) усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер);
2) изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э. Теннис);
3) изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл);
4) степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).