Глава шестая

Господь Чайтанья и Иисус Христос

Васудева Датта

Экстаз преданности

Махабхава и наука о любви

Любовь к Богу в разлуке

Наивысшая цель

Преподобный Харт: Я часто думаю о сходствах между жизнью Господа Чайтаньи и жизнью Иисуса Христа. Например, обо они совершали чудеса, или сверхъестественные деяния, скажем воскрешали умерших. А после таких деяний обе эти божественные личности запрещали свидетелям рассказывать об увиденном.

В Библии рассказывается о том, как Иисус, долго отказывавшийся от титула "Сына Божия", в конце концов принимает его и признаёт себя Мессией. Большое значение придаётся ответу Иисуса: "Я", о котором упоминается в книге Марка" (14.61-62). Говорится, что тем самым Иисус подтвердил свою божественность.

Так и Господь Чайтанья, когда Он совершал Свои первые чудеса, просил Своих почитателей хранить увиденное в тайне. Но со временем Он полностью раскрыл Свою божественность, как, например, во дворе дома Шриваса Пандита. Там, как вы знаете, Чайтанья, находясь на "троне Вишну", открыл со всей определённостью, что Он и есть аватар, которого ждали в эту эпоху. Фактически он показал всем присутствующим -а их было много — Свою божественность.

Сатьяраджа дас: Да, параллелей много. Однако необходимо знать и о различиях. Чайтанья Махапрабху — это объединённое проявление Радхи и Кришны. Он — Ади Пуруша, то есть изначальная Личность в Её наиболее эзотерической форме.

Согласно ведической традиции, Он и есть свайам бхагаван, то есть источник всех воплощений Бога. Экспансиями этого изначального источника являются прежде всего две основные категории Бога: тад-экатма рупа, которая по своей сущности идентична Его изначальной форме, но внешне может отличаться от неё, и авеша, к которой, как правило, относятся живые существа, наделённые божественной властью. Именно к этой категории и принадлежит Иисус Христос.

Преподобный Харт: Если вам кажется, что сравнивать Господа Чайтанью с Иисусом Христом было бы не совсем правильно...

Сатьяраджа дас: Я не говорю, что это неправильно, однако не следует игнорировать различия.

Преподобный Харт: А не могли бы вы тогда назвать кого-нибудь из ведической традиции, с кем было бы правильнее сравнить Иисуса Христа?

Сатьяраджа дас: Есть одна особая душа, великий преданный Господа Чайтаньи. Его звали Васудева Даттой. Быть может, во всей ведической традиции нет больше никого, кто бы так сочувствовал страдающим падшим душам, как он. Он не знал равных в своём сострадании.

Его молитвы Господу Чайтанье поразительно напоминают о господе Иисусе Христе. "Моё сердце разрывается, — сказал он господу Чайтанье, — при виде их страданий. Я прошу Тебя взять последствия грехов всех живых существ и поместить их на мою голову. Пусть я буду страдать за их преступления".

Васудева Датта готов был вечно страдать в аду, если только это могло облегчить страдания его братьев, живых существ. Всех живых существ. Для Васудева Датты не было избранных — его милосердие распространялось на все 8 400 000 видов жизни. Он не хотел отворачиваться ни от одного из них. Его любовь была всеобъемлющей.

Иногда говорится, что если вы будете хорошими, если предадитесь Иисусу — или если просто будете верить в него, — то будете избавлены от последствий своих грехов. Снова и снова мы слышим: "Он умер и тогда нас действительно можно будет считать детьми Бога. Могут спросить: "Разве можем мы стать такими же, как Иисус?" Однако, по словам самого Иисуса, мы должны стать не просто такими же хорошими, как он, а совершенными. "Будьте совершенны, — говорит Иисус, — как совершенен Отец ваш Небесный" (Мар. 5.48). Стать сыном Бога значит осознать, что по своей изначальной природе мы предназначены для служения Богу.

Преподобный Харт: А ещё вы услышите довод, что Иисус — единственный "рождённый" сын, но даже и это неточно. Исследовав Ветхий завет, вы обнаружите, что всех детей Израиля называли "рождёнными" сыновьями Бога. Представление о "единорождённом" — это просто церковная доктрина, не имеющая отношения к подлинному христианству.

Сатьяраджа дас: Да, но тогда что же такое подлинное христианство? Чем больше мы обсуждаем это, тем более неуловимым оно становится.

Преподобный Харт: Что касается сущности христианства, то она в том, чтобы любить Бога. Во что бы ни превратилась библейская традиция под влиянием времени... вселенские соборы, негодные римские папы, интерполяции в Библии... в конечном счёте, отсутствие ученической преемственности... я твёрдо верю в то, что за последние две тысячи лет некоторым, пусть и немногим людям посчастливилось постичь сущность религии через основные наставления Иисуса. Например, Томас Мертон — ведь трудно отрицать, что...

Сатьяраджа дас: Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я ничего не отрицаю. Я совершенно уверен в том, что в сердце каждого искреннего человека со временем разовьётся любовь к Богу, а уж как он называет свою методологию — иудаизмом, христианством, мусульманством, индуизмом или как-то ещё, — это не столь существенно. В конце концов, это вопрос выбора.

И всё же, если говорить о наиболее мощном методе, позволяющем достичь наивысшего уровня божественной любви, я не могу не порекомендовать именно ведическую традицию. По своей древности, а также по глубине изложения духовной мудрости она намного превосходит все другие традиции, поэтому стоит воспользоваться тем, что она нам предлагает. Человек может многое почерпнуть из ведического источника, даже если в целом ему ближе другая традиция. Получив эти дополнительные знания, каждый может применять их, следуя тем путём, которому он отдаёт предпочтение.

Преподобный Харт: Да, для меня это приемлемо. Я читал, что ведические откровения сравниваются с "аспирантским курсом изучения религии", и меня это вполне устраивает.

Но моя мысль заключается в том, что в христианской традиции были люди, имевшие великую любовь к Богу. Конечно, едва ли можно говорить о том, что в христианстве, особенно в наши дни, существует метод, позволяющий достичь такой любви; зато есть замечательные примеры, которым можно следовать: Св. Тереза Авильская, Св. Франциск Ассизский, Св. Иоанн Креста и многие другие. Эти мистики, принадлежащие к христианской традиции, развили в себе очень сильную любовь к Богу. Эту любовь можно сравнить с той, что была продемонстрирована Господом Чайтаньей...

Сатьяраджа дас: А вот здесь вы встаёте на зыбкую почву? Я согласен с вами, что у христианских мистиков было чувство любви к Богу. Но даже если мы признаем, что они достигали высоких ступеней божественной любви, нельзя сравнивать её с той любовью, которую явил Чайтанья Махапрабху.

Только безграничное существо способно испытать безграничную любовь. Господь Чайтанья — это Сам Кришна, Верховный Господь, в роли преданного. Поэтому Он способен испытать махабхаву, или божественную любовь в её наиболее сильных проявлениях. Даже не все формы Бога способны испытать махабхаву, не говоря уже об обыкновенных душах — дживах. Мало кому даётся такая способность.

До прихода Господа Чайтаньи только Шримати Радхарани — женский образ Личности Бога, дополняющий Его мужское проявление, испытывала это возвышенное состояние безграничной премы, божественной любви. Некоторые из самых близких к Кришне гопи, пастушек, отдававших Ему свою жизнь, тоже испытывали махабхаву. Возможно, другие великие преданные, находящиеся в очень, очень близких отношениях с Кришной, также способны, милостью господа, испытать подобное состояние. Но редко кто достигает этого.

Преподобный Харт: Но, может быть, любовь, которую испытывали христианские мистики, была иного уровня...

Сатьяраджа дас: Тогда это вполне возможно. Упомянутые вами великие христианские мистики могли, в лучшем случае, познать тень такой любви. Но, пожалуйста, учтите, что испытать даже эту тень — благословение, которое редко кому даётся. И уж, во всяком случае, любовь Махапрабху недоступна для обыкновенных существ. Ни одно существо такого масштаба — да и любого масштаба (но уж такого — точно) — не способно достичь этого уровня. Тем не менее, мы должны стремиться к тому, что нам недоступно, потому что благодаря таким усилиям мы, по крайней мере, сможем достичь наивысшего из тех уровней, которые доступны нам, ограниченным существам.

Преподобный Харт: Какой же уровень любви к Богу — из тех, которые достижимы для ограниченных существ, таких как мы с вами, — ведическая традиция считает наивысшим?

Сатьяраджа дас: Мы можем достичь уровня уттама-бхакти, но до этого нам очень и очень далеко. Существует девять основных ступеней совершенства, которые надо пройти прежде, чем мы только проникнем в сферы любви. А ещё до этих девяти уровней у нас может быть некоторая анда-бишбас, то есть слепая вера. По-моему, большинство последователей разных религий застряли именно на этом уровне. Но если человеку посчастливится подняться выше, тогда он действительно начнёт свой путь к божественной любви.

Первая настоящая ступень на пути к духовному совершенству — это шраддха. Это тоже своего рода "вера", однако она отлична от слепой веры, потому что основывается на опыте. Это вера, основанная на приобретённых знаниях. После многих рождений и смертей (процесс реинкарнации) у нас появляется своего рода интуитивное знание о Боге. Благодаря этому знанию в нас естественным образом развивается настоящая вера, хотя реального знания, а тем более осознания может ещё и не быть. Такова следующая ступень подлинного духовного прогресса. Следующая ступень это садху-санга, то есть общение с преданными. Человек, который переживает нечто более высокое, чем мирская жизнь, естественно, ищет тех, кто обладает подобным же опытом. На следующей ступени происходит бхаджана-крийа, то есть посвящение истинным духовным учителем. В наши дни и вообще в данную эпоху мало кто поднимается на эту ступень.

Но если человеку всё же посчастливится достичь этого уровня, то есть найти истинного духовного учителя и получить у него инициацию, он становится достойным того, чтобы реально продвигаться по трансцендентному пути. После инициации он может подняться на следующую ступень, которая называется анартха-нивритти и на которой человек начинает избавлять свою душу от груза нежелательных, дурных привычек. Затем, на ступени ништха, к нему приходит стойкость в следовании принципам преданного служения. На основе такой стойкости развивается ручи, "вкус". Развив в себе этот высший, духовный вкус, человек прочно встаёт на путь любви, и эта начальная стадия называется асакти. Из неё вскоре расцветает бхава, заря истинной любви. А дальнейшее развитие приводит к достижению премы и разных уровней любви к Богу. Таковы девять ступеней совершенства.

Преподобный Харт: Это очень научное по своему характеру объяснение. Вы знаете, с одной стороны, довольно любопытно, что любовь нужно описывать таким линейным, научным способом. Любовь и наука едва ли не диаметрально противоположны, так что почти комично говорить об этом в таком духе.

С другой стороны, всё существующее функционирует по определённым законам, и любовь, конечно же, не является исключением. Мы бы только выиграли, подвергнув научному

исследованию жизнь тех великих душ, которым удалось развить в себе любовь к Богу. Изучив избранный ими метод, а также их поведение, мы получим возможность следовать по их стопам.

В Библии различные виды любви распределены по категориям, которые обозначены тремя греческими словами: 1) эрос, в основе которого лежит привязанность, возникающая между мужчинами и женщинами; 2) филадельфия — это относится к чувствам, которые возникают между друзьями, и 3) агапе — так называется любовь к Богу. Но этим различением трёх уровней любви всё и ограничивается. Это гораздо менее подробное описание, чем то, которое дано в ведической традиции. Основываясь на нём, Августин и Аквинат пытались построить свои системы классификации и, надо признать, сделали это с меньшей точностью и меньшим успехом, чем ведические провидцы.

Сатьяраджа дас: Да. В "Бхакти-расамрита-синдху" Рупы Госвами, где даётся научное описание различных уровней божественной любви, он ведёт нас от одного уровня к другому вплоть до уровня уттама-бхакти. Это самый высокий из тех уровней премы, или божественной любви, которых может достичь обыкновенное существо.

Однако в своей "Уджджвала-ниламани" Рупа Госвами идёт ещё дальше. В этой работе он подробно рассказывает о тех уровнях, которые нам, как правило, недоступны. Он говорит о махабхаве и Уджджвала-расе. Это и есть та любовь, которую испытывал Господь Чайтанья. Госвами описывают эти высочайшие уровни, чтобы предоставить нам возможность хоть немного понять природу Бога. Кроме того, он даёт эту информацию для мукта-джив, то есть освобождённых душ, чтобы они знали, что есть и более высокие уровни, и стремились достичь их, служа вечно свободным спутникам Господа, которые всегда сопровождают Его.

Преподобный Харт: Не могли бы вы ещё рассказать о высших уровнях божественной любви? Мне это очень интересно, и я испытываю огромное воодушевление, слушая научное изложение этих вещей. Сама мысль о том, что существовала столь высокоразвитая культура — ведическая культура, — в которой всё это могло быть так подробно описано и классифицировано, захватывает моё воображение.

Сатьяраджа дас: Разумеется, я могу предложить только то объяснение, которое дано в нашем ряду ученической преемственности, в Гаудийа-вайшнава-сампрадайе. А если быть ещё более точным, я могу дать только то объяснение, которое содержится в книгах моего духовного учителя, Его божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. О каком-либо собственном осознании этих вещей мне говорить не приходится. Но в служении...

Преподобный Харт: Да, пожалуйста, рассказывайте, я очень хочу услышать больше... Например, в чём именно заключался вклад Господа Чайтаньи в теологию рас? Что Он говорил о высших уровнях святой любви?

Сатьяраджа дас: В учении, выраженном и в Его наставлениях, и в самой Его жизни, речь идёт об особенно экстатических отношениях мадхурйа-расе. Это раса, представляющая собой отношения супружеской любви, проявляется в двух формах: випраламбха и самбхога.

Випраламбха — это супружеская любовь в разлуке, и именно с ней связан вклад, сделанный Самим Господом Чайтаньей. Самбхога означает "воссоединение" или "осуществление любви". Согласно Господу Чайтанье, випраламбха представляет собой наивысшую форму мадхурйа-расы, так как благодаря ей естественным образом усиливается любовь и возрастает радость самбхоги. Благодаря предвкушению, характерному для випраламбхи, само воссоединение, то есть самбхога, становится более полным.

Преподобный Харт: Продолжайте, пожалуйста...

Сатьяраджа дас: Когда влюблённые, в духовном мире, встречаются, их называют юкта ("соединёнными"). До этой встречи их называют аюкта ("несоединёнными"). Однако с углублением отношений активность состояния (аюкта возрастает, благодаря чему стремление к воссоединению становится гораздо более сильным и неописуемо сладостным.

Само слово "сладость" постепенно превратилось в распространённую метафору, с помощью которой описываются разные уровни божественной любви. Описание этих уровней составляет основу вайшнавской традиции, и авторитетнейшие из наших философов сравнивали их с сахаром в разных его формах: семенами сахарного тростника, самим сахарным тростником, соком сахарного тростника, чёрной патокой, неочищенным сахаром, сахаром-рафинадом, леденцами и конфетами.

В каждой из этих форм концентрация сахара выше, чем в предыдущей, и эти уровни сладости сравниваются с тщательно описанными уровнями любви к Богу, к которым относятся снеха (влечение); мана (негодование, порождённое неудовлетворённым влечением); пранайа ("любовь"), рага ("привязанность"), анурага (более глубокая привязанность), бхава ("экстаз") и махабхава ("высочайший экстаз").

Преподобный Харт: У меня голова идёт кругом. Неужели даётся ещё более глубокое описание?

Сатьяраджа дас: (смеётся) Мы едва коснулись поверхности...

Вайшнавская философия настолько глубока... Мы могли бы обсудить появление нашей изначальной женской (пракрити) природы. Смысл здесь в том, что по отношению к Богу, Верховному Наслаждающемуся (пуруше), все мы — женщины. Таким образом, в отношениях с Ним, Верховным Богом, душа выступает в качестве женщины. Конечно, это не значит, что в духовном мире нет мужчин: там есть и гопи, пастушки, и гопы, пастухи. Но именно женское начало порождает наиболее интимные взаимоотношения.

Давайте, к примеру, рассмотрим разные подразделения, существующие на высочайших уровнях любви к Богу: Свакию и Паракию.

Вкратце, свакия относится к тем отношениям между мужчиной и женщиной, который являются более общепринятыми, то есть больше соответствуют условностям, принятым в обществе. Это, главным образом, отношения между законными мужем и женой. Однако Господь Чайтанья особенно прославлял именно паракия расу, считая её высочайшим духовным совершенством. По определению Рупы Госвами, в паракия-расе действует та, кто предлагает себя Кришне вследствие своей раги, то есть естественного влечения к Нему, формально не вступая с Ним в брак. Её любовь настолько глубока, что её не волнуют вопросы приличия, даже если, в соответствии с писаниями, её можно обвинить в нарушении целомудрия. Она рискует всем ради Кришны, из любви к Нему.

Согласно Господу Чайтанье, среди наиболее приближённых служительниц Кришны можно выделить три основные группы: 1) Лакшми в Паравйоме, то есть супруги Бога, живущие на той стороне Его царства, которая отличается именно своим богатством; 2) Махиши в Двараке и Матхуре, то есть великие богини, живущие посредине между теми землями, которые отличаются своим богатством, и теми, где царят наиболее сладостные отношения; и 3) гопи Вриндавана, земли Враджи. Именно их отношения с Кришной отличаются наивысшей сладостью, ибо эти простые пастушки любят Бога, ничего не зная о Его богатстве и великолепии.

Лакшми и Махиши — это свакии, к паракиям же относятся только гопи. У некоторых гопи есть мужья — другие преданные, — а некоторые из них не замужем. Но и те, и другие гопи считают своим настоящим мужем Кришну. Хотя, с мирской точки зрения, Он для них всего лишь упапати, любовник. В таких отношениях состоят с Кришной его самые близкие служительницы в самой сокровенной обители.

Преподобный Харт: И это происходит в духовном мире? Впрочем, теперь, задумавшись на этим, я понимаю, что только так оно и может быть. Бог непостижимо велик, поэтому и Его любовные отношения отличаются непостижимым величием. Ясно, что то, о чём вы говорите, — это высочайшая трансцендентная реальность. Считать игры Кришны материальным явлением — безусловно, огромная ошибка. Тем не менее я осмелюсь предположить, что материальные явления каким-то образом должны быть связаны с духовными, и думаю, что теперь я понимаю, каким именно.

Так же, как сами мы созданы по образу Божию, так и межличностные отношения в этом мире созданы по образу "божественных взаимоотношений" — например, описанных вами отношений между Кришной и гопи. Если я ошибаюсь, поправьте меня, но, на мой взгляд, этот принцип относится ко всему, что есть в материальном и духовном мирах. Иными словами, всё материальное имеет всё духовное соответствие. Так что отношения между Кришной и гопи могут казаться материальными, но на самом деле это не так, и теперь мне это понятно...

Сатьяраджа дас: Да, но не забывайте и о том, что материальный и духовный миры — это противоположности. Худшее из того, что мы видим здесь, соответствует лучшему из того, что есть там. В духовном царстве паракия-раса — это высочайший тип взаимоотношений, однако аналогичные отношения в материальном мире весьма предосудительны.

С другой стороны, необходимо помнить, что говоря о Кришне и гопи, мы имеем в виду духовных существ высочайшего порядка. Они не обременены материальными телами, и это очень существенно. В их внебрачных связях нет и следа плотской чувственности, и постичь такие любовные отношения могут только чистые, осознавшие себя души. Дешёвый подход здесь не годится.

Поэтому, скажем, тем, кто изучает "Шримад-Бхагаватам", рекомендуется, прежде чем приступать к Десятой песни, прочитать первые девять. Десятая песнь посвящена именно этим эзотерическим темам, и тот, кто не изучил под руководством истинного духовного учителя первые девять песен, неизбежно впадёт в заблуждение, восприняв отношения, в которые вступает Кришна, как грубоматериальные. Итак, чтобы понять такую трансцендентную деятельность, человеку необходимо определённое очищение, а также некоторые предварительные сведения философского характера.

То, что вы услышали от меня, — это всего лишь первое знакомство с этими сокровенными темами, благодаря которому у вас должен пробудиться к ним аппетит. Но если вы хотите действительно насладиться этими описаниями сокровеннейших игр Бога, я очень рекомендую вам прочитать "Шримад-Бхагаватам" и "Чайтанью-чаритамриту", особенно в том виде, как они переданы по цепи ученической преемственности и изложены Его Божественной Милостью Шрилой Прабхупадой.

Преподобный Харт: Я так и сделаю — я закажу эти книги.

Должен сказать, что этот диалог доставил мне огромное удовольствие и что, на мой взгляд, было бы замечательно, если бы непредубеждённые люди во всём мире принимали участие в таких обсуждениях. Похоже, что войны, социальные и религиозные предрассудки возникают из-за того, что люди избегают подобных бесед. Можно получить немалую пользу, изучая не только свою, но и другие религиозные традиции.

Это особенно относится к предлагаемому Индией вайшнавизму — древней санатан дхарме, то есть "вечному назначению души". Изучая эту сложнейшую теологическую систему, человек получит очень много ценных сведений. Мне очень понравились ваши объяснения, и я надеюсь продолжить подобные беседы. Благодаря Сознанию Кришны моя христианская практика приобретает новое измерение, так что я с удовольствием добавляю Кришну...

Сатьяраджа дас: В Индии есть такая старая пословица: кану бина гита нахи. Она означает, что "без Кришны нет песни".

Преподобный Харт: Большое спасибо.


[*] герменевтика — толкование писаний (прим.перев.)

[†] гуна — три гуны (саттва — гуна благости, раджас — гуна страсти и тамас — гуна невежества) представляют собой качества материальной энергии или разные виды влияния, которое она оказывает на живых существ, находящихся в материальном мире (прим. перев.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: