Возникновение и исторические этапы развития теоретической социологии сер. 19 – нач. 20 вв

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в. - были заложены основы социологии, определились ее главные направления, концепции и методологические принципы. Вместе с тем теории конца XIX в. сумели подготовить почву для формирования и развития эмпирической социологии, а первая половина XX в. ознаменовалась становлением основ теоретической социологии. Об этом речь пойдет далее.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину. Он выделил четыре метода социологии: наблюдение, эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. Считал, что подлинным социологическим элементом является семья, выступающая посредником между индивидом и обществом. На первый план ставит духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии, или органицизма. Суть органической теории Спенсера состоит в том, что он рассматривай общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д). Закон социального развития рассматривался Спенсером как закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Спенсер выделил и описал главные разновидности социальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование.

В этот же период возникло материалистическое направление в социологии, связанное с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Разработали концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества, вопросов социального порядка. Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Разработал общую теорию и методологию социологическою исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.

Макс Вебер (1864-1920). Свою социологию Вебер назвал «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именно социальные действия он выделял в качестве предмета социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

В XIX в. стало складываться психологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис. Заслуга этих ученых состоит в том, что они создали социально-психологическую концепцию социологии и попытались объяснить роль субъективного фактора в истории.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, создавший теорию психоанализа. Свои психологические представления он перенес и в социологию. По мнению Фрейда, социальное поведение человека обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных порывов, которые вызваны этими импульсами и заложены в человеческом сознании через передачу норм поведения.

Географическое направление в социологии XIX в. представлено Г. Боклем (1821-1862) и Ф. Рапщелем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: