Становление и развитие социологии как науки об обществе

1. О.Конт и его роль в возникновении социологии как науки.

2. Причины возникновения социологии. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Г. Зиммель, М. Вебер – их вклад в социологию как науку об обществе.

3. Зарождение и оформление национальных школ социологии.

4. Классический и современный этапы развития социологии и их особенности.

1840-ые гг. – период становления науки об обществе. Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически и методологически новое научное направление, касающееся социальных направлений.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого – представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал «социальной физикой», а потом социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта.

Он сформулировал «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первой стадии – теологической – все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений как результат действий сверхъестественных сил. Вторая стадия – метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня. Она должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Его труды оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858-1915 гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.

Английский философ и естествоиспытатель Герберта Спенсер (1820-1903) – основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч. Дарвиным, но применительно к общественному организму.

В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. Впоследствии этот подход был назван "социальным дарвинизмом".

Г. Спенсер расширил начатое О. Контом обоснование нужности социологии, подчеркивая не только теоретическую, но и практическую ее значимость для общества, законодателей, правителей, руководителей локальных социумов.

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли германские ученые – основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885 гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.

Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя (основной труд «Капитал»).

Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. «Что же такое общество, какова бы ни была его форма?» – спрашивал себя К. Маркс и отвечал: «Продукт взаимодействия людей». Взаимодействия бывают разными: очными и заочными, непосредственными и опосредованными, отличными по причинам и поводам, мере длительности и постоянства, зависимости от сознания и воли людей, важности для индивидов и общества. Те взаимодействия, которые определяют содержание и характер общества, функционируют и развиваются по объективным законам, К. Маркс назвал общественными отношениями, выделив в них три типа: экономические, политические и духовные.

Наряду с вышеозначенными К. Маркс говорил о социальных отношениях. Узко понимаемые социальные отношения, по К. Марксу, есть объективно предопределенные взаимосвязи между социальными группами, прежде всего общественными классами. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капиталистический строй;

- коммунистический строй.

Рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно-политического строя. Марксисты полагали, что эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое. Развитие общества – естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития.

Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.

Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов. Дюркгейм – автор функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов.

Георг Зиммель (1858-1918 гг.) – яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» – предмет социологии по Г.Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель изучал различные социальные формы:

- конфликты,

- конкуренцию,

- подчинение и другое.

Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г. Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками.

Макс Вебер (1864-1920 гг.) – один из ярчайших ученых-социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель «понимающей социологии». М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат.

Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.

Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.

Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов. М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в «теории бюрократии» – теории идеального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: