БИЛЕТ 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи

БИЛЕТ 2. Философия в системе культуры.

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философия многогранна. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции). У культуры можно учесть открытый характер философского постижения: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания. Культурологический подход дает возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества.

Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.

БИЛЕТ 3. Структура философского знания.

Основные направления философии:

Онтология- раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего. Проблема бытия – мир (духовный и природный), 2 формы существования реальность и сознание.

Гносеология – теория познания, процессуальность истины.В любой истине сущ. 2 момента: относит и абсолютная практика. Истина всегда конкретна. Связана с уровнем знаний и уровнем практики.

Аксиология - теория ценностей. «Ценность» - основание и эталон сознания.

Логика- раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип. Диалектическая логика исключает противоречия.

БИЛЕТ 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи

Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Основные идеи этой философии: 9 основных философских школ, 2 группы: о ртодоксальные - Астика - 6 штук; неортодоксальные - Настика - 3 штуки. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом.

Школы ньяя и вайшешика. В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога, предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити.

Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: