Коллектив имеет большое влияние на форм-ие личности. В общей работе у чел-ка разв-ся чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочуствия. Коллектив в пед-ке =объединение уч-ов, отличающихся признаками: 1)Общая общест-знач цель. 2) Общая совместная деят-ть.3) Доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество 4)Общий выборный руководящий орган.
Особ-сти коллектива: сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доброжелат-ть, бескорыстие.
Ученич. коллектив =группа уч-ков, объед-я общей целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью.
Этапы создания кол-ва: 1) становление колл-ва (стадия первонач-го сплочения). От педагога исходят все требования. (став-ся цель) 2) созд.актива (саморегул-я, организ-я, инициатива от детей) 3) Созд. собств. кол-ва.
Стадии развития коллектива:
1. Педагог организует деятельность детей. Подбирает актив класса – неформальные лидеры.
2. Актив класса принимает требования педагога и передаёт их коллективу. Требования вырабатывает педагог с ребятами.
|
|
3. Большая часть учащихся предъявляет требования к поведению коллектива и себя самого – стадия расцвета коллектива.
4. Личность сама предъявляет себе требования согласно требованиям коллектива.
Признаком сформ-ти колл-ва: 1)ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 2)ощущение защищенности каждого члена; 3)активность; 6)привычка к сдержанности в эмоциях и словах.
Три модели отн-ий между Л. и К. 1) Личн-ть подчиняется К. 2) гармонизация отн-ий.3) личн-ть подчиняет К. (лидерство)
Значение коллектива:
1.Личность получает удовлетворительную жизнедеятельность.
2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться.
3. Легче приучить соблюдать правила в коллективе.
Развитие групп (Уманский):
1. Группа – конгломерат – 1-ый класс – ничто не связывает.
2. Группа – ассоциация – притирка друг к другу.
3. Кооперация – отличное знание друг друга. Высокий уровень групповой подготовки и сотрудничества, но нет психологической совместимости.
4. Группа – автономия – не только деловые и межличностные отношения. «моя группа».
5.1 Группа – корпорация – зацикленность на своих проблемах – отношения на уровне соподчинения и страха.
5.2 Группа – коллектив – демократические отношения.