Современные западные социологические теории

Все социологические теории подразделяются на две большие группы: первую образуют макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого, вторые – макросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия. К основным макросоциологическим парадигмам относятся структурный функционализм и социология конфликтов. Основы структурно–функциональной парадигмы были заложены еще Г.Спенсером и Э.Дюркгеймом. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли Р.Мертон и Т. Парсонс, которые опирались на достижения математики, кибернетики, бионики и других современных им наук. Американский социолог Т. Парсонс сформулировал теории социального действия и структурно–функционального анализа, а английский социолог П.Мертон – теории функционального анализа и «среднего уровня» (теория среднего радиуса действия). Теории Мертона и особенно теория Парсонса оказали значительное влияние на западную социологию. Основные их достижения – разработка вопросов социальной организации, законов функционирования, обеспечивающих системную целостность и устойчивость, к которым относятся социальные нормы и нормативы, а также ролевой концепцией личности, учением о средствах и формах социального контроля и т.д. Однако структурный функционализм критиковали за усложненность, неоправданный оптимизм, игнорирование социальных конфликтов.

Социология конфликтов включает в себя марксистскую и неомарксистскую парадигмы. Если представители структурного функционализма делают упор на сотрудничество и стабильность, то представители социологии конфликтов акцентируют внимание на неоднородность в обществе. Все они рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Существование различных интересов в обществе определяют наличие в нем потенциала конфликта, приводящего к нестабильности в обществе. Начиная с конца 1920-х гг. неомарксистская конфликтная парадигма развивалась теоретиками Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.), которые назвали свою версию неомарксизма «критической теорией». Она сыграла в 1960–е годы значительную роль в идеологическом оформлении экстремистского крыла движения «новых левых».

Представителем второго поколения теоретиков Франкфуртской школы социальных действий является Ю. Хабермас. Вслед за Марксом он утверждает, что для капиталистических стран характерна тенденция развития кризиса. Но, в отличие от Маркса, он видит эту тенденцию в сфере идей, а не в экономике. Так же, как Хоркхаймер и Адорно, он считает, что задача социальной теории состоит в критике современного общественного устройства и, в основном, его идеологии. Представители этой конфликтной парадигмы полагают, что социальная структура общества складывается не только из двух классов – буржуазии и пролетариата, как утверждал Маркс. Она состоит из многих социальных групп, которые имеют разные, не только экономические интересы.

Один из главных представителей неомарксистской конфликтной парадигмы, немецкий социолог Р. Дарендорф, убежден, что в основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Поскольку доминирование и власть свойственны всем сложным сообществам, постольку возникает множество квазигрупп, борющихся между собой за власть. Конфликты постоянны и неизбежны, утверждает он.

Теорию конфликтов также развивали американские социологи Л.Козер и К.Э.Боулдинг. Л.Козер обосновал свою теорию позитивно-функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противников». Л. Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбежное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается посредством разного рода конфликтов. Л.Козер концентрирует внимание на позитивных функциях социального конфликта, полагая, что при определенных условиях социальный конфликт может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные последствия. Основное его внимание направлено на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.

Наиболее известные современные микросоциологические парадигмы – символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Кун, И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс и др.), теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау, Р.Эмерсон), феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман) этнометодология (Г.Гарфинкель). В них главный акцент делается на мотивы, цели, действия индивидуумов. Символический интеракционизм сформировался в 20-е гг. ХХ в. в Чикаго. Его основоположником считается Дж. Г.Мид. Основные положения символического интеракционизма: 1) человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям; 2) эти значения есть продукты взаимодействия (интеракции) между индивидами; 3) названные значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида. Интеракционисты подчеркивают свободу в выборе человеческого действия. Во многом сходные идеи развивались ранее Вебером, и поэтому некоторые социологи называют символический интеракционизм теорией действия. Теории социального обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты. Феноменологическая социология – направление в социологии, представляющее собой разновидность понимающей социологии. Ее представители основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания – на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений. Феномен – это любое явление. Мир явлений – это тот мир, в котором живет человек. Чтобы понять социальную жизнь, необходимо изучить способ, с помощью которого люди по категориям дифференцируют конкретные явления. Термин «этнометодология» означает методы, используемые людьми для воспроизводства социального мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Они утверждают, что социальные реалии – суть конструкции и интерпретации самих людей. Основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни или повседневности, противопоставляемой рациональности научной.

Разграничение социологических теорий на макро- и микротеории весьма условно. В истории социологической мысли всегда предпринимались попытки ликвидировать разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами. М. Вебер был первым, кто пытался сделать это. Очевидных же результатов в этом плане добился П.Сорокин, создав так называемую интегральную социологию. Такие современные социологи, как П.Уиллс, П.Бурдье, А.Гидденс и другие также предприняли попытки преодолеть разрыв между структурными и интерпретивными парадигмами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: