Возникновение философии: условия и предпосылки. Первые философы о мире

Философия зародилась практически одновременно в самых больших очагах древней цивилизации – Китае, Индии, Греции и Риме. Приблизительно тогда же она появилась в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам.

Мифология – универсальный тип мировоззрения первобытных обществ. Миф – выдуманный рассказ, в кот. явления природы или культуры наделены божественной силой, отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Миф был универсальной формой сознания. Неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональный характер первичного сознания – эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни (возникновением письменности) мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека.

Необходимые социокультурные и экономические предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, рецептурно-технологического знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указов, эпосов, мифов), отсутствие тоталитаризма, плюрализм и демократический режим. Закономерность возникновения философии определяется также особенностями социально-экономического развития Древней Греции в конце 7 – начале 6 в. до н.э.. Эти особенности связаны, прежде всего, с возникновением античного полиса и его ориентацией на демократизацию общественных отношений и создание наиболее благоприятных условий для социально-экономического и духовного развития общества. Расположение Древней Греции способствовало тому, что ее культура впитывала все культуры, которые имели к ней отношение.

Именно в этот период были заложены философские категории, о которых мы размышляем сегодня, так называемые, универсалии (бытие, сознание, истина, знание как понятие). В этот период был поставлен под сомнение вопрос бессознательного и в связи с этим были пересмотрены многие воззрения и верования. С этого периода сознание осознает сознание. Мышление делает своим объектом мышление. Таким образом, родилась философия, которая стала центром духовной борьбы рациональности и рационального проверенного опыта, опыта против мифа. Появление античной философии связано с Фалесом, жившим в Мелете. Он сделал предметом рационального мышления мир в целом, бытие как таковое, поставив в истории культуры первый философский вопрос – что есть первооснова бытия?

Философские воззрения, формировавшиеся в Древней Индии и Древнем Китае, характеризовались тем, что они находились под сильным воздействием реакционных и деспотических правлений. Философия, находясь под давлением власти, вынуждена была участвовать в социально-политической борьбе. Каждый регион Китая имел свою философию, крупный социальный слой имел свою философию, философские воззрения переплетались. Естественнонаучные знания не находили адекватного отражения ни в китайской, ни в индийской философии (мировосприятие через познание себя, внешние знания не нужны).

В Индии философия возникла, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. Наиболее известным памятником культуры в Древней Индии были Веды, содержащие сведения об экономическом развитии, социальной сущности общества, степени познания и многое другое. Веды («знание») – сборник гимнов в честь богов и героев был создан как комментарий к упанишадам (трактатам религиозно-философского характера). В Ведах содержатся попытки объяснить многообразие природных явлений через существование вечного космического порядка, властвующего над людьми и богами. Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию. К ортодоксальным школа (признающим авторитет Вед) относятся Миманса, Веданты, Йога. К неортодоксальным направлениям индийской философии относится буддизм и джайнизм. Т.о., индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.

Древний Китай. В 6 в. до н.э. появляются литературные памятники, свидетельствующие о зарождении философской мысли в Древнем Китае. В силу исторических особенностей страны мыслители основное свое внимание уделили решению социально-этических и политических проблем. Древнекитайская философия носит более персонифицированный характер, чем древнеиндийская. Основные школы в древнекитайской философии – даосизм (о пути вещей), конфуцианство (Небо - великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку, всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила), моизм, легизм, школа имен, натурфилософы.

Разница между З и В цив. по Ясперсу – форма знаний, включает в себя: человека, процесс знания, объект, общество, биологический человек. Зап. цив-ия рассматривает знания как направленность на объект. Восточная – знание – направленность на изучение природы человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: