Наиболее распространенным методом получения первичной информации является опрос, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Его основу составляет совокупность вопросов респонденту, ответы на которые дают необходимую исследователю информацию. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценки опрошенных. Различают виды опроса: письменное (анкетирование), устное (интервью), экспертное (опрос компетентных лиц) и социометрическое опроса (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).
По форме контакта различают следующие варианты опроса: 1) личное или опосредованное (раздаточную, почтовое, прессовое, телефонный) опрос; 2) индивидуальное или групповое; 3) свободное или формализованное, фокусированного (направлено); 4) сплошное или выборочное; 5) по месту жительства или работы, во временных целевых аудиториях (пассажиры поезда, участники собрания).
Анкетный опрос - один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, которые предлагаются им в виде анкеты. Путем письменного опроса можно одновременно охватить большое количество респондентов за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса.
|
|
Центральная проблема анкетного опроса - формулировки вопросов. В зависимости от содержания вопроса анкеты делятся на вопрос о фактах, вопросы о знании, информированности, вопрос о поведении, вопрос о установки; зависимости от формализованности вариантов ответов - на открытые (без заранее сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с вариантами ответов остается место для произвольных ответов), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов). По функциям вопросы делятся на содержательно - функциональные, которые служат непосредственно для сбора информации по теме опроса; вопрос- фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего вопроса респондентов, которым этот вопрос не назначается; контрольные (вопрос- ловушки), предназначенные для контроля искренности респондента; психологически функциональные, которые служат для установления социально - психологического контакта с респондентом.
Интервью - это беседа, которая проводится по заранее намеченной теме, раскрывается в специально подготовленном опроснике. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно. Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется вопросник с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения данных, максимально сопоставимых данным, собранным различными интервьюерами; нестандартизированное (неформализованные) интервью - свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов не стандартизированы. В полуформализованное интервью в ходе диалога задаются как заранее подготовленные вопросы, так и дополнительные. Различают также интервью по месту проведения (на рабочем месте, в непринужденной обстановке); по процедуре проведения (индивидуальные, групповые, одноразовые, многоразовые).
|
|
Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и связи между ними. Суть метода - сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного каждым членом группы по тому или иному критерию. Каждому опрашиваемому выдают список группы, в котором каждому ее члену присвоены определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию. На основе матрицы строится социограмма (графическое изображение схемы межличностных отношений), что позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе, лидеров коллектива, микрогруппы. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект - носитель проблемы и, соответственно, использовать его как источник информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса или явления.
Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Критериями отбора экспертов является род занятий, стаж работы, уровень и характер образования, опыт в определенной сфере деятельности, возраст и др.. Центральный критерий отбора экспертов - их компетентность. Для ее определения с той или иной степенью точности существует два метода: самооценка эксперта и коллективная оценка авторитетности эксперта. Опрос компетентных лиц называются экспертными, а результаты опросов - экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогнозирования тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Одна из самых простых форм экспертного прогноза - обмен мнениями, предусматривающий одновременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выяснение доминирующей позиции по вопросу, который обсуждается.