Опрос как метод сбора социологической информации

Наиболее распространенным методом получения первичной информации является опрос, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Его основу составляет совокупность вопросов респонденту, ответы на которые дают необходимую исследователю информацию. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценки опрошенных. Различают виды опроса: письменное (анкетирование), устное (интервью), экспертное (опрос компетентных лиц) и социометрическое опроса (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).

По форме контакта различают следующие варианты опроса: 1) личное или опосредованное (раздаточную, почтовое, прессовое, телефонный) опрос; 2) индивидуальное или групповое; 3) свободное или формализованное, фокусированного (направлено); 4) сплошное или выборочное; 5) по месту жительства или работы, во временных целевых аудиториях (пассажиры поезда, участники собрания).

Анкетный опрос - один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, которые предлагаются им в виде анкеты. Путем письменного опроса можно одновременно охватить большое количество респондентов за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса.

Центральная проблема анкетного опроса - формулировки вопросов. В зависимости от содержания вопроса анкеты делятся на вопрос о фактах, вопросы о знании, информированности, вопрос о поведении, вопрос о установки; зависимости от формализованности вариантов ответов - на открытые (без заранее сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с вариантами ответов остается место для произвольных ответов), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов). По функциям вопросы делятся на содержательно - функциональные, которые служат непосредственно для сбора информации по теме опроса; вопрос- фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего вопроса респондентов, которым этот вопрос не назначается; контрольные (вопрос- ловушки), предназначенные для контроля искренности респондента; психологически функциональные, которые служат для установления социально - психологического контакта с респондентом.

Интервью - это беседа, которая проводится по заранее намеченной теме, раскрывается в специально подготовленном опроснике. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно. Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется вопросник с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения данных, максимально сопоставимых данным, собранным различными интервьюерами; нестандартизированное (неформализованные) интервью - свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов не стандартизированы. В полуформализованное интервью в ходе диалога задаются как заранее подготовленные вопросы, так и дополнительные. Различают также интервью по месту проведения (на рабочем месте, в непринужденной обстановке); по процедуре проведения (индивидуальные, групповые, одноразовые, многоразовые).

Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и связи между ними. Суть метода - сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного каждым членом группы по тому или иному критерию. Каждому опрашиваемому выдают список группы, в котором каждому ее члену присвоены определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию. На основе матрицы строится социограмма (графическое изображение схемы межличностных отношений), что позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе, лидеров коллектива, микрогруппы. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект - носитель проблемы и, соответственно, использовать его как источник информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса или явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Критериями отбора экспертов является род занятий, стаж работы, уровень и характер образования, опыт в определенной сфере деятельности, возраст и др.. Центральный критерий отбора экспертов - их компетентность. Для ее определения с той или иной степенью точности существует два метода: самооценка эксперта и коллективная оценка авторитетности эксперта. Опрос компетентных лиц называются экспертными, а результаты опросов - экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогнозирования тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Одна из самых простых форм экспертного прогноза - обмен мнениями, предусматривающий одновременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выяснение доминирующей позиции по вопросу, который обсуждается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: