Социальный статус и социальная роль

Статус и роль представляют различные аспекты социального бытия. Статус отражает статический аспект, тогда как роль - динамический аспект. Статус - это положение человека в обществе, связанное с разделением труда. Всякий статус реализуется через социальную роль. Социальная роль - это модель поведения, обусловленная данным статусом. Чтобы определить статус человека, социологи образно сравнивают общество с пчелиным ульем, за каждым центром которого закреплена специальная функция. Аналогично этому человек, включившись в социальное взаимодействие, занимает определенный статусом ячейку и выполняет определенные функциональные обязанности. При этом она наделяется соответствующими правами, привилегиями и полномочиями. Тем самым человек занимает ту или иную социальную позицию. Поэтому социальный статус характеризует социальное положение в исторически определенной социальной системе координат.

Социальный статус имеет внутрисодержательную и внешненоминационную стороны.Внутрисодержательную сторона включает права и обязанности, закрепленные за конкретным статусом. Знание статусной позиции, то есть того, с кем человек взаимодействует, в каком процентном соотношении с ним находится - она подчиняется или ей подчиняются - позволяет определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в данном социальном пространстве. Внешненоминационная сторона указывает на номинацию (наименование) социального статуса: преподаватель, студент, врач, пациент, отец, сын и т.д. Любая социальная позиция имеет свое название и закрепляет за собой должность, профессию, семейное отношение. Поэтому статусы, как устойчивые позиции, институционализированные. Конкретный преподаватель может уволиться или перейти на другую работу, но его статус сохранится и на его место придет другой.
Поскольку каждый человек включена в множество функционирующих социальных институтов, она имеет множество статусов. Например, профессор может быть мужем, отцом, писателем, депутатом и выполнять соответствующие функции. Существующие в обществе статусы классифицируют по типам. Различают формальный и неформальный, приписан и достигнут, главный и специфический статусы. Кратко охарактеризуем их.
Формальный статус связан с существующими социальными институтами, он защищен законами и имеет точно оговорены права и обязанности (например, губернатор области, ректор вуза, капитан корабля и др..)

Неформальный статус связан с положением человека в группе или бригаде. В процессе взаимодействия кто-то становится лидером, а кто-то аутсайдером, хотя их положение санкционированное, а основывается на общественном мнении, которое может измениться. Отметим, что, в отличие от неформальных, формальные статусы неизменны, они действуют в рамках своих полномочий.

Приписанный статус - это то, что дается от рождения или наследуется. К ним относят расу, национальность, пол, положение родства и т.п. Достигнутый статус приобретается в результате определенных усилий и заслуг. Чтобы занять статус профессора необходимо закончит вуз, защитить кандидатскую и докторскую диссертации и иметь соответствующие педагогические заслуги. С развитием общества и его культуры, предписанные статусы вытесняются и остаются только в определенных сферах как наследие прошлого, а все большее значение приобретают достигнутые статусы, которые требуют образования, победы в конкурсах и т.п. В условиях либерально - рыночных отношений роль статусов, которые достигаются, растет. Это не значит, что исчезли предписанные статусы. Они нередко используются для получения статусов, достигаемые
Среди множества статусов выделяют главный - тот, который связан с профессиональной деятельностью человека и определяет его положение в обществе. Это, как правило, основное место работы.

Специфический статус связан с работой при определенных условиях для особых людей. (Например, разведчик в условиях военных действий, доброволец при проведении экспериментов). Кроме указанных типов статусов, существует обобщенный статус или индекс социальной позиции, что позволяет дать целостную оценку человека в системе социальных координат. Разнообразие социальных статусов и сложность общественных отношений иногда затрудняют определение социальной позиции человека. Но, как отмечал М. Вебер, существуют социальные законы, которые позволяют выделить основные признаки для определения той или иной социальной позиции. Это престиж профессии на данный период, уровень образования и уровень дохода.

Социальный статус реализуется через социальную роль. Американский социолог и антрополог Ральф Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, предлагает следующее определение: социальная роль - это ожидаемое поведение человека, связана с ее социальным статусом и типична для людей соответствующего статуса в этом обществе. Характеризуя социальную роль, выделим следующие ее черты: во-первых, социальная роль - это ожидание, предъявляемое человеку, занимающему определенный статус. В процессе развития культуры общество отбирало наиболее целесообразные и эффективные для данного статуса типичные образцы поведения, которые закрепились и стали нормой. Например, студент определяет, как он будет учиться и будет изучать. Учебные функции студента задолго до его вступления в вуз определены и узаконены системой высшего образования государства. Во-вторых, роль является деиндивидуализированным т.е. обобщенный образец поведения человека, занимающего тот или иной статус. Имея определенный социальный статус, человек обязан выполнять предложенную ему роль. Адекватное выполнение роли является условием успешного функционирования социальных институтов. В-третьих, необходимо корректировать социальную роль в соответствии с существующими в обществе ценностей, норм поведения, традиций и обычаев. В-четвертых, хотя и является ролевой стандарт, остается определенное пространство для проявления творческих способностей и индивидуальных особенностей корректного выполнения роли. При этом, различные профессиональные роли в разной степени регламентируют ролевые функции. Для примера можно сравнить ролевые функции солдата и студента. В-пятых, в процессе исторического развития общество в той или иной социальной роли отбирает и объединяет наиболее целесообразные культурные черты и формирует образец ролевого поведения (руководителя, учителя, депутата, девушки, джентльмена и т.д.). Эти образцы разные у разных народов. Так, в Украине учитель не только учит, но и контролирует процесс обучения и воспитывает ученика. Немало случаев, когда родителей вызывают в школу для беседы по вопросам воспитания, а родители предъявляют претензии педагогам за плохое воспитание. В США учитель не имеет права делать замечания ученику, а тем более вести «душевные» беседы с учащимися и их родителями. Он лишь обязан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Задача учителя - преподавать свой ​​предмет. Таким образом, социальные статусы и роли с присущими им функциями образуют взаимосвязанный механизм, усвоив который, человек становится социализированным носителем определенной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: