Сократ.Сущность этического рационализма

Фундаментом этого великого построения был Сократ (469-399г.до н.э.). Его главные философские положения записал Платон. Заслуга Сократа состояла в том, что он развернул вектор философского мышления в сторону человека, его личности, главным в которой он считал правильное мышление, то есть такое, которое способно к постижению не только формы предметов, явлений или состояний сознания, но и их сущности.

Мышление, считал он, может достигнуть истины путем сомнений, сопоставлений, путем обнаружения противоречий: знание без рассуждения бесполезно, а рассуждение без знания вредно и даже опасно, считал он. Самый сложный и противоречивый в мире предмет познания, по Сократу, – человек, чья правильная, истинная мысль рождается очень трудно (майевтика) и, как правило, в диалоге с собеседником или в результате внутреннего диалога, состоящего из тезисов и возражений (диалектика мысли).

Два положения были для Сократа весьма важными: 1) следовало обнаружить в целом ряде явлений общее 2) в общем анализе нельзя упускать существенные частные признаки. Сократ обратился к философскому анализу процесса человеческого познания, и, следовательно, к самому человеку. Человек по своей природе добр, считал он, но совершает зло потому, что не может отличить его от добра, поэтому он постоянно заблуждается; и только аналитическая мысль, разум, интеллект могут помочь ему вернуться на дорогу добродетели (этический интеллектуализм). Это был величайший переворот в мышлении: начиная с Сократа человек стал предметом философии. Позже Протагор в свой фразе: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют» обозначил роль человека в определении ценностей и в направленности его познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: