И. Кант (1724-1804) считал, что существует
• 1. Мир «вещей в себе» -мир трансцендентных сущностей (нездешних, находящихся за пределами этого мира, поэтому непознаваемых;
• 2. Мир «вещей для нас»- мир чувственно познаваемых предметов и явлений, закрепленных образах сознания (транцендентальный мир), находящихся в пределах возможного познания, поэтому познаваемых.
И. Кант различал три ступени познания:
• Чувственное
• Рассудочное (способность к пониманию через усвоение понятий)
• Разумное (умение формулировать умозаключения) и здесь, он считал, неизбежность логических противоречий (антиномий).
Антиномии И. Канта (например)
1. «Мир имеет начало во времени и ограниченность в пространстве» или «Мир не имеет начала во времени и ограниченности в пространстве»
2. «Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых элементов» или «В мире нет ничего простого»
3. «Существует не только причинность по законам природы, но и свобода» или «Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы»
|
|
4. «ЕСТЬ БОГ- безусловно необходимая сущность, причина всего сущего» или «Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимой сущности – причины всего сущего».
Можно ли ответить на эти вопросы абсолютно положительно или абсолютно отрицательно? Отсюда возникает гносеологический пессимизм И.Канта.
И. Кант ввел понятия о суждениях:
Апостериорное – т.е. приобретенные из опыта;
Априорное (существующее в разуме изначально): возможность, необходимость, существование, количество.
Ему принадлежит идея определения чистого разума и практического разума, идея «чистого разума» и «практического разума»
«Чистый разум» - процесс познания (чувствования и рассуждения), где есть возможности и ограничения. (Труд «Критика чистого разума»)
«Практический разум» - воплощение образов сознания на практике, где также есть возможности и границы. (Труд «Критика практического разума»)
И. Кант: идея категорического императива: Категорический императив – безусловное повеление самому себе:
1) действуй так, чтобы, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом; законопослушание на должных мотивах
2) мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными.