Философия начала нового времени (xvii-xviii вв.). эмпиризм и рационализм

Просмотров: 4262

Эпоха XVII в.: первые буржуазные резолюции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании.

Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека - предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество - Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже - Естественно-научная академия).

В науке - опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения) - появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии.

Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущая наука - Механика (о движении тел), сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.

Философия связана с социальной почвой не только через естествознание, но и через религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или... или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности - деизм, концепция «двух истин» - «божественной» и «природной». С новой силой начинается полемика: чем является основа подлинного знания – разум или опыт?

Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира.

Выделяют два основных направления:

1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний:

А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт - совокупность ощущений и представлений;

Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта - внешний мир;

2) рационализм. На первом плане - логическое основание науки, разум - источник познания и критерий истинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: