Эмпиризм. Проблема метода

Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 — 9 апреля 1626)— английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).Он одним из первых осознал необходимость новой науки и сформулировал её задачи. Уже в начале своего главного произведения «Новый органон» (Новая логика) он заявляет, что наука – это не любомудрие, не знание ради знания, а средство для преобразования природы, переустройства жизни человека.

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма - заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.

Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".

Создание новой науки требует разработки нового метода, новой логики исследования. Роль метода чрезвычайно велика: «…хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги», – говорит Бэкон о значении метода. Метод, таким образом, есть путь постижения истины. Наука должна начинать с опыта, с эксперимента – это главное положение Бэкона относительно метода.

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция ( метод восхождения от частного к общему). Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе систематизации общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции ((лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего), предложенному Декартом.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении и систематизировании человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность:

Ø "Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Несовершенство метода: рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

Ø "Путь муравья" — способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Несовершенство метода: "чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "во­внутрь" проблемы, понять ее сущность. Бэкон сравнивал эмпирика с муравьем, который за деревьями не видит леса, а рационалиста – с пауком, ткущим паутину из себя самого. Подлинный же ученый подобен пчеле, которая собирает нектар с цветов и перерабатывает в мед.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Своей установкой на то, что подлинное знание должно опираться на опыт, он, безусловно, способствовал формированию в Англии эмпирического подхода к познавательному процессу, который развивали Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Джордж Беркли (1685-1753) и Давид Юм (1711-1776).

40. Учение Ф. Бэкона об «идолах разума».

Фрэнсис Бэкон великолепно понимает, что неразвитость «естественной философии» (по его выражению) объясняется в значительной мере тем, что философия смешалась с религией, была подчинена ей. Поэтому в противовес тому принципу, который был провозглашен Фомой Аквинским и поддержан церковью (философия является служанкой теологии), он исходит из принципа двойственности истины.

Знания Бэкон сравнивает с водой. Они или падают с неба, или бьют из земли. Те знания, которые идут с неба, от бога, составляют теологию, те же, которые идут от природы и источником которых являются ощущения, составляют естественную философию. Науки о природе должны быть ограждены от влияния и вмешательства религии. Только на этом пути возможно формирование новой науки.

Но этого недостаточно. Чтобы новая наука стала возможной, человеческий ум, по мысли Бэкона, должен быть очищен от «идолов», искажающих познание. Он выделяет четыре вида «идолов», которые препятствуют человеку получить истин­ное знание:

Ø идолы рода,

Ø идолы пещеры,

Ø идолы площади (рынка),

Ø идолы театра.

Идолы рода коренятся в самой природе человека, в его склонности считать чувства человека мерой всех вещей. Но человеческий разум склонен вносить в природу больше порядка, чем в ней есть; он склонен поддерживать то, что раз принял; «его окропляют воля и страсти»; на него больше всего действует то, что его больше всего поражает; он опирается на чувства, которые несовершенны и обманывают его. Таким образом, он очеловечивает природу, искажая её.

Идолы пещеры по природе своей во многом схожи с идолами рода, но связаны с индивидуальными особенностями ума, воспитания, пристрастий, привычек. Люди отдают предпочтение тому, во что они больше всего вложили своего труда; одни из них больше склонны к почитанию древности, другие – к новизне; они отдают предпочтение тому, с чем больше всего связан их опыт.

Но более всего мешают познанию идолы площади. Идолы площади порождены тем, что слова обыденного языка, имеющие своим источником мнение толпы, переносятся в науку, тем самым искажая подлинную природу явлений, мешают пытливому разуму проникнуть в природу вещей.

Указанные выше идолы или врожденны, или проникают в разум тайно, в ходе воспитания и общения. Четвертый вид идолов – идолы театра – имеют другую природу. Они сознательно воспринимаются и передаются из несостоятельных философских концепций. Корень заблуждений ложной философии троякий: софистика, эмпирика и суеверие.

Разум, если он хочет постигнуть природу, должен очиститься от этих идолов. Только так, по мысли Бэкона, может быть создана подлинная наука о природе, которой в предшествующей истории человечества или совсем не было места или уделялось очень мало внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: