Выделяют следующие направления

1. Связанное с учением Платона и гностиков. Тело источник зла, несчастий, проклятий человека. Душа идеальна, божественна. Эту ориентацию представляли первые отцы церкви: Орикин, Августин, Аквинат.

2. Библейское направление (Апостол Павел). У него положительное отношение к телу. О теле надо заботиться, ведь это то место, которое Бог избрал для себя, это Его храм – место особой ценности.

3. Теория рекапитуляции: весь человеческий род присутствовал как в Адаме, так и в Иисусе. Это значит, что человек несет все ужасающие последствия прегрешений Адама, но участвовал также и в искупительной смерти Христа. Человек участвует также и в победе над грехом, силами зла и смерти. Нужно сознательно включаться в позиции Христа, в Его дела, чтобы спастись. То, что мы потеряли в Адаме, обрели в Христе, так как он рекапитулировал, воссоздал в себе весь ряд человеческого рода и положил начало новому, искупленному человечеству. Тело не источник греха, грех появился как форма наказания за непослушание Адама, и не тело рождает злые страсти, а трагический последствиями поступок Адама.

4. Теория Григория Нисского. Душа нематериальна, она начинает существовать одновременно с телом, неотделима от человека. Соединение души и тела является абсолютно неразрушимым. Элементы умершего тела никогда не отделяются от души. Тело это центр жизненных удовольствий. Душа – это знание как обрести добродетель избегая прегрешений. Дух – за ним следует тот, кто желает совершенства в жизни.

Патристика —начало концептуализации текстов Библии. Чтобы послание Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимо было собрать многочисленные тексты, материалы, документы, которые появились с середины I в. н.э отделить истинные, настоящие тексты от ненастоящих, выработать каноны, объяснить расхождения между различными книгами и т.д. Все эти и другие многочисленные проблемы композиционного, терминологического, содержательного характера решали отцы церкви. Патристика экзегенична. Интерпретация текста происходит на двух уровнях: семиотическом (грамматика) и концептуальном (мысли автора). Смысл экзегетики (Августин) в том, чтобы донести до паствы правильное толкование многозначности библейских текстов.

Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Августин (354—430) — выдающийся мыслитель. вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений. Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека — разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом. Креационизм (творение), сформулированный в Священном писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями.

Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа" - э то тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Философские методы используются для решения религиозных проблем (период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов).

Периодизация:

1. Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.

2. Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.

3. Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель – Уильям Оккам.

Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плод человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на направления:

Ø реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).Представитель - Фома Аквинский.

Ø номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).Представитель - Оккам.

Ø концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма.Представитель - Пьер Абеляр

Крупнейший теолог католической церкви и виднейший мыслитель периода схоластики Фома Аквинский (1225/26-1274) стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира. Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: