Процессы и психические явления рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения

Ø топической,

Ø динамической,

Ø экономической.

Топическоерассмотрение означает схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным исознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер - эго). Двепоследние локализовались в слое бессознательного.

Динамическоерассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также — с позиции переходов из одной подсистемы в другую.

Экономическоерассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения — в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно — средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего — отродителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных — вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.

Важнаярольвформированиимотивацииотводитсядетству;считается,чтоонооднозначноопределяет характериустановкивзрослойличности.

Задачапсихотерапииусматриваетсявтом,чтобывыявить травмирующиепереживанияиосвободитьотнихличностьпутемкатарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ сновидений, методассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу — трансфером, благодаря чемувозрастает «сила Я» клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

1) проблему мотивации бессознательной:

2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;

3) проблему механизмов защитных психики;

4) проблему роли сексуального фактора;

5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;

6) проблему сложного строения личности;

7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем он отстаивал положения:

1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;

2) о всесилии либидо — пансексуализм;

3) об антагонизме сознания и бессознательного.

Эти положения вызвали критику со стороны многих психологических школ. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Фрейд, по существу, мистифицировал ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: