Современная наука

В настоящее время в России работает несколько сотен тысяч научных работников, большая часть (порядка полумиллиона) кандидаты и доктора наук.

В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.

В период 1995—2011 гг. российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования. При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях. Однако, по оценке Королевского общества (Великобритания), опубликованной 28 марта 2011 года, доля российских ученых в период 2003—2008 стала менее 2 %, тем самым оказавшись вне первой десятки государств (ранее занимаемое Россией 10-е место в этот раз заняла Индия).

В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.

С 2000 по 2007 год число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».

В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей.

Вместе с тем, из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом.

В 2010 году российские ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года, однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года.

Правительство РФ утвердило федеральные целевые программы: «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания 7 технопарков — в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.

В 2006 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 60 тыс. рублей. В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

В декабре 2006 года были внесены изменения в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Изменения направлены на изменения правового положения РАН и отраслевых академий.

Ожидается принятие закона, согласно которому Российская академия наук практически потеряет самостоятельность и будет подчиняться президенту и правительству России.

8 апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах.

Правительство РФ поручило Минфину в течение трёх лет выделить 12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 г. выделяется 3 млрд руб., в 2011 г. — 5 млрд руб. и в 2012 г. — 4 млрд руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.

Тема 3. Средства массовой информации как явления культуры.

1. Функции средств массовой информации.

2. Виды средств массовой информации.

3. Теории манипулирования общественным мнением.

Средство массовой информации (сокращённо СМИ, также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации. По мнению Гидденса средства массовой информации называются массовыми, поскольку они охватывают массовую аудиторию – аудиторию, состоящую из очень большого количества людей. Их так же называют массовыми коммуникациями. СМИ часто ассоциируются исключительно с развлечением и как таковые рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд, однако, однобок: массовые коммуникации так же связанны со многими другими аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение. Но все же, необходимо понимать, что все-таки средства массовой информации и средства массовой коммуникации различны.

Особенностью СМИ является публичность, неограниченный круг пользователей, непостоянный объем аудитории, который меняется в зависимости от проявления интереса к той или иной информации.

Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

1. информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);

2. комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

3. познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

4. функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

5. гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

6. генеральную (которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности)

Все СМИ разделяются на:

1. визуальные

2. аудиальные

3. аудиовизуальные

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возник­ли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каж­дая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных га­зет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах.[23, стр. 7].

По мнению Багирова, прежде всего различия между средствами массовой информации основаны на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации.

Американская структурно-функциональная теория общественного мнения, основанная на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Р. Мертона основная функция общественного мнения - это социальный контроль. Выделяются явные и латентные функции социального контроля.

- Явные функции - это те объективные последствия, которые помогают системе приспособиться или адаптироваться, которые для участников процесса являются намеренными и осознаваемыми.

- Скрытые функции, соответственно, не являются ни намеренными, ни осознаваемыми.

Американская школа социологии находится под влиянием трудов Тарда и Лебона. Наиболее яркий представитель данной традиции Поль Феникс Лазарсфельд- американский социолог австрийского происхождения, приверженец позитивного направления, приверженец позитивного направления, один из ведущих специалистов в методологии социальных наук и применении математических методов в социальном познании. Лазарсфельд проделал большую работу в области исследования массовых коммуникаций и их роли в формировании общественного мнения. Изучая массовую коммуникацию, он рассматривал ее как способ обеспечения духовного контроля в обществе. По мнению Лазарсфельда, аудитория не воспринимает СМИ как некий недифиренцированный блок. Воздействие средств массовой информации происходит при посредничестве «лидеров мнений», играющих в этой процессе роль инициаторов и передатчиков. Лазарсфельд считал, что в распространении информации нужно видеть две последовательные волны. Первая доходит до лидеров мнений, распространяется в их аудитории. Лидеры мнений более информированы, чем их окружение, они внимательно относятся к информации, больше читают, слушают, смотрят телевизор. Поэтому информация приходит сначала к лидерам мнений, ими интерпретируется, а затем распространяется к активным секторам. Таким образом, Лазарсфельдом был сформулирован принцип двухступенчатого потока коммуникации.

В начале 30-х годов XX века с появлением метода репрезентативных опросов термин «общественное мнение» получил довольно широкую распространенность. Люди с легкостью говорили об опросах, исследованиях общественного мнения.

Стратегия развития теории общественного мнения заключалась в создании рабочего определения общественного мнения, основанного на инструментарии и материалах эмпирического исследования.

Традиция Лазарсфельда и символического интеракционизма была продолжена Гербертом Блумером. В своей статье «Общественное мнение и опросы общественного мнения», датированной 1948 годом, он подверг резкой критике малочисленность обобщений относительно общественного мнения, несмотря на огромное количество опросов общественного мнения. Г. Блумер затем обращается к исследованию содержания, формирования и функций общественного мнения в условиях демократии, умело выстраивая концепцию общественного мнения как рациональности с его явной нацеленностью на информирование политиков об установках функциональных групп, составляющих общественные организации.

Естественно, не все люди оказывают одинаковое влияние на процесс формирования мнения в обществе. Многие из них имеют высокий статус, престиж в обществе, их отличает высокий уровень компетенции, они очень заинтересованные и увлеченные люди, оказывают заметное влияние на других.

Весьма важно определить генеральную линию средств массовой информации в этом вопросе. Какую сторону поддерживают влиятельные СМИ? Они являются одним из двух источников формирования суждений о климате мнений. Кроме того, влиятельные средства массовой информации вооружают других журналистов и приверженцев поддерживающей их стороны необходимыми словами и аргументами и, таким образом, оказывают влияние на процесс общественного мнения, на готовность высказаться и тенденцию отмалчиваться.

Тема 4. Искусство как социальный институт культуры.

1. Функции искусства как явления культуры

2. Социальная природа искусства

3. Особенности функционирования искусства в современном обществе.

Искусство, включающее музыку, литературу, театр, танец, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, кино является важной составляющей частью культуры. Функции искусства разнообразны, среди них:

- познавательная;

- трансляции культурной традиции;

- социализации;

- интеграционная;

- эстетическая (катарсис);

- агитационно-пропагандисткая;

- прогностическая.

Возникновение искусства связывают с неандертальцами, у которых появляется изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Возникновение искусства как части духовной культуры связано с развитием человеческого мозга, его способности к абстрактному мышлению.

2. Искусство играет важнейшую роль в функционировании и развитии общества. Под своим углом зрения, своими особыми средствами искусство исследует социальный мир, положение человека в нем и характер социальных отношений между людьми. Поэтому искусство тесно связано с социологией, которая исследует социальных законы жизни общества с точки зрения системы. И человек возникает в социологии как элемент, отражение структуры общества, его норм, ценностей, системы социальных институтов. Искусство же, напротив, обращена к индивидуальной, духовной природе личности, ее сознанию, в котором отражается социальная реальность. Таким образом, социология исследует человека через призму типического, общего, искусство же через призму особенного. Тем самым, раскрывая со своих сторон природу человека социология и искусство успешно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Социальная природа искусства и художественного творчества состоит в том, что искусство существует в обществе, служит удовлетворению его духовных потребностей, выступает как часть его духовной культуры. Искусство выполняет ряд значимых по своему социальному содержанию задач- познание человека и его мира, осмысление взаимоотношений между людьми, передача от одного поколения к другому духовного опыта познания личности и ее нравственного воспитания, определяет с помощью системы ценностей и идеалов дальнейшее развитие общества.

Проблему роли искусства в развитии общества наиболее глубоко осмысляет российско-американский социолог Пиририм Сорокин. По мысли П. Сорокина в основе социальной динамики лежат логико-значимые, культурно-ценностные системы, обусловленные двойственной природой человека как существа мыслящего и существующего и определяющие тип социокультурной суперсистемы. Если акцент делается на существование, чувственный мир человека, то общество существует на стадии сенсантной (чувственной) суперсистемы. Если же преобладает акцент на рациональную природу человека, то общество функционирует на стадии сенсативной суперсистемы. Существующие акценты определяют и систему ценностей, представления общества об истине, добре, красоте, справедливости, на которых основаны научные, этические, эстетические, религиозные взгляды, представления, идеалы. Питирим Сорокин, делая акцент на ценностный мир общества, одним из первых обосновал социальную роль искусства в этой динамической системе. Выявляя законы социальной динамики, Сорокин устанавливает взаимосвязь между явлениями общественной жизни и ценностями, смена которых, по его мнению, стала скрытым двигателем развития общества.

В культуре с наибольшей полнотой и адекватностью аккумулируются те изменения, которые в разное время происходили в других сферах общества. Даже теряя свой социальный смысл, традиции, явления культуры сохраняются в ней и служат источником для реконструкции более ранних этапов в развитии общества. Так, например, традиция печь блины на масленицу в современном обществе потеряло свой социальный смысл, но играло большую роль в системе культовых обрядов поклонения солнцу у древних славян. Культура, тем самым, сохраняя в себе достижения всех эпох в развитии общества, становится информационным полем социокультурного развития общества. Специфическая функция искусства в системе культуры – это его полуфункциональность и рефлексивность. Искусство адекватно отражает внутренние, идеально-ценностные смыслы и значения культуры. Кроме того, по мысли Л.Г. Петуховой, «искусство выполняет роль эталонно-нормативного регулятора, влияющего на поведенческие мотивации, стереотипы, систему ценностей и оценок».[26] Эта мысль исследовательницы является достаточно глубокой, поскольку искусство (особенно литературы, кино, видео) действительно глубоко влияют на сознание человека (особенно молодежи), делая определенные типы поведения объектом для подражания. Каждое произведение искусства есть предложенная людям медитация; читатель, читая и медитирует тою святостью и мудростью или греховностью и мерзостью, которые художественно осуществились и развернулись в читаемом произведении.

Искусство во многом формирует, социализует человека, формирует с помощью системы ценностных ориентиров и идеалов его личность. Тем самым, влияя на формирование человека, искусство во многом определяет не только систему ценностей, характер и содержание культуры, но и характер общества, тот «дух эпохи», о котором в свое время говорили французские просветители. В искусстве, по мнению П. Сорокина, как в зеркале отражаются самые существенные общественные явления и события. Глубоко проникая в их природу и сущность, искусство, как «лакмусовая бумажка» не только отражает сущность общественных явлений, но и во многом прогнозирует их развитие, доводя до высшей формы самопроявления те скрытые, невидимые потенции, которые незримо существуют, но пока не проявляются в социальных фактах. Эти прогнозы искусства во многом и определяют движение общества к воплощению тех идеалов и ценностей, которые созданы искусством.

Искусство, отражая социальную реальность, становится исторической памятью человечества, свидетельством о других эпохах. В этом аспекте духовная культура выступает как система социальных кодов и значений, позволяющая проникнуть в иные концепции социальной реальности, прикоснуться к социальной памяти человечества, получить представления о жизни в другие эпохи. В этом аспекте роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, являясь “энциклопедией русской” жизни начала XIX века, отражает эту эпоху во всей ее сложности и противоречивости, роман Л.Н. Толстого “Война и мир” остается до сих пор исторически достоверным произведением о войне 1812 года. И проникая в художественный мир подобных произведений, воспринимающий искусство входит не только в авторское сознание, но и постигает эпоху, ее дух. Произведение искусства выявляет социальные проблемы и противоречия своей эпохи. Оставаясь глубоко индивидуальным, авторское восприятие эпохи становится общезначимым. Художник, выступая от своего собственного имени выступает от имени других, отражает дух эпохи. Такой глубокий социальный прорыв в постижение духа своего времени сделал М. Блок в поэме “Двенадцать”, в которой ярко отразились социльные процессы революции 1917 года. Достаточно вспомнить строки “революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг”, “мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем”, как перед нами появится вся сложная палитра социальных трансформаций того времени.

Таким образом, социальная природа искусства проявляется в том, что: во-первых оно, формируя через художественный мир на систему ценностей и идеалов человека, не только определяет его ценностный мир и поведение, но и, являясь наиболее подвижной сферой развития общества, где отражаются все общественные противоречия и проблемы, направляет развитие общдественной системы к комплексу идеалов, а во-вторых произведения искусства, входя в ценностно-значимое поле культуры аккумулируют социальный опыт человечества и отчасти прогнозируют его развитие.

3. Для исследования воздействия искусства как социального института на формирование системы ценностей студенчества принципиально важен выбор любимых литературных произведений, кинофильмов, литературных и киногероев. Хотя, как показывает исследования ИС РАН, проведенного в мае 2009г.[27], литературные и киногерои не выступают в качестве идеалов образцов для подражания для современного студенчества (2% литературные герои, 0,6%- киногерои), можно альный институт, как и семья играет важную роль в трансляции культурной традиции. дого поколения с имеющиеся у предста выделить достаточно широкий спектр любимых литературных произведений, авторов, кинофильмов. Авторские исследования и данные Института комплексных социологических исследований (Санкт-Петербург) показывают спектр наиболее любимых отечественных писателей. В.Е. Семенов, директор ИКСИ, отмечает: «Что предпочитают в сфере литературы и искусства молодые петербуржцы? Ответы на соответствующий открытый вопрос были чрезвычайно разнообразны, назывались сотни имен людей искусства, в основном из мира литературы, кино, музыки. В сфере прозы и поэзии лидировали русские авторы. На первом месте был Ф.М. Достоевский, на втором, М.А. Булгаков и на третьем - А.С. Пушкин»[28]. Авторские исследования, проведенные в Москве, включали в анкету вопросы об эстетических предпочтениях студенчества. Были выделены те же, что и в Санкт-Петербурге, «любимые писатели», только распределялись они в другом порядке. 37% опрошенных в 2006 году респондентов на открытый вопрос «Назовите ваше любимое литературное произведение» отметили роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», 17% роман Л.Н. Толстого «Война и мир», 15% роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 14% роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Л.Н. Толстого как выдающегося человека отмечают и 11-12% респондентов, опрошенных ВЦИОМ. [29]

В авторском исследовании весной 2004-2009 года (N 3500) студентам был задан вопрос открытый вопрос: «Назовите своего любимого литературного героя и киногероя». Полученные данные были обработаны методом контент-анализа. В результате были получены следующие данные:

Любимые литературные герои классической литературы: Татьяна Ларина, Евгений Онегин, Анна Каренина, Печорин, Базаров, А. Болконский, Наташа Ростова, Раскольников, Соня Мармеладова, Князь Мышкин,

Литература советская: Профессор Преображенский, доктор Живаго, Бегемот, Коровьев, Воланд, Григорий Мелехов, Аксинья

Современная литература: Фандорин

Американская литература: Керри

Киногерои: Сбежавшая невеста, Скарлет Охара («Унесенные ветром»), Вильям Вуолис, Меньшиков («Сибирский цирюльник»), Савченко («Весна на Заречной улице»), Люк («Звездные войны»), Тося («Девчата»), Катя («Москва слезам не верит»)

Анализ предпочтений студентов показывает, что среди героев, на которых ориентируется студенческая молодежь, преобладают герои русской классической и советской литературы, а также герои советского и современного российского кино. С целью выяснить, какие черты характера выбранных героев привлекают респондентов, был задан уточняющий вопрос: «Какие черты характера привлекают Вас в выбранных героях?». Полученные данные можно выстроить в следующую иерархию:

-мужественность, сила духа, целеустремленность; (35-38%)

- ум; (33%)

-чувство юмора;(22%)

-непосредственность; (21%)

-доброта; (13%)

Выявленные черты характера показывают, что современного студента привлекает, прежде всего, сильная, целеустремленная личность. Примечательно, что доброта, простота, патриотизм проигрывают силе характера, целеустремленности. Важным является также и то, что признаком «сильной личности» является такое важное нравственное качество, как доброта. В условиях кризиса, этап мониторинга 2009г., самой привлекательной чертой выбранной личности становится целеустремленность (38%), непосредственность (31%), искренность (27%). Значимость этих качеств в условиях кризисного общества растет, в то время, как ценность других, важных в условиях стабильности, черт личности падает. Полученные данные подтверждает и исследование ИС РАН. Среди любимых киногероев респонденты выделили Штирлица, Рембо, Тараса Бульбу, Робина Гуда, Павла Корчагина[30]. Эти личности отличает целеустремленность, сила характера.

Спектр антигероев тоже достаточно широк. Интересно то, что опрошенные часто мотивировали свой выбор того или иного антигероя. В целом, всех опрошенных не привлекают такие черты человека, как злость, жестокость, эгоизм. Потому среди антигероев оказались как киногерои Фреди Крюгер, Агент Смит «Матрица», так и литературные герои Плюшкин, Обломов, Мармеладов, Раскольников (не привлекает лживостью), Евгений Онегин (не нравится своим отношением к людям), и даже исторические деятели (Бен Ладен, Гитлер, Чингисхан, Лукашенко, Ющенко, Саакашвили). Часто респонденты пытаются дать определение антигероя. Так один из опрошенных студент 1 курса МВТУ им. Баумана отметил, что «антигерой- «человек, изменивший своим принципам, лжец, трус, предатель, способный на любую подлость».

Однако в исследовании механизмов социального воздействия искусства на систему ценностей важным является вопрос о том, стремятся ли в своей повседневной жизни студенты подражать выбранным героям. Чтобы выявить степень готовности к подражанию, был задан вопрос «Возникает ли у Вас желание подражать любимому герою?». Показательно, что, несмотря на то, что спектр выбранных литературных и киногероев достаточно широк, более половины опрошенных (55%) ответили отрицательно на данный вопрос, только 25% дали положительный ответ. Отмеченная закономерность показывает, что опрошенные студенты, несмотря на то, что симпатизирует отдельным литературным и киногероям, в своей жизни стремятся полагаться на собственный разум и блокировать социальное воздействие искусства и средств массовой информации. Отмеченная черта подчеркивает такую черту российской молодежной субкультуры, как независимость не только от мнения большинства, но и от молодежных СМИ и искусства, рассчитанного на студенческую аудиторию. Это приводит к тому, что искусство постепенно теряет студенчество, несмотря на то, что чтение, кино, музыка по-прежнему остаются значимыми формами досуга.

Говоря о влиянии искусства на ценностный мир молодежи, важны, как оказалось, не только герои и их черты характера, а тот спектр произведений литературы и киноискусства, которые являются наиболее любимыми для представителей студенческой молодежи. С этой целью опрошенным был задан вопрос «Назовите Ваш любимый кинофильм». Анализ данных показывает, что в целом опрошенные студенты предпочитают советские комедии и мелодрамы: «Служебный роман», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Девчата», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Покровские ворота», «Офицеры». Выбор западных фильмов тоже во многом определяется жанром. Наиболее популярными среди студенческой аудитории оказались такие картины, как «Красотка», «Унесенные ветром», «Американский пирог», «Титаник», «Троя», «Такси», «Матрица». Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что выбор опрошенных не случаен, а психологически мотивирован. Искусство в ситуации нестабильности российского общества, ситуации ценностного вакуума и общей неопределенности выполняет психотерапевтическую функцию, вселяет в людей надежду, дает заряд положительных эмоций, демонстрирует образ стабильного социума. Не случайно советские комедии и мелодрамы выходят на первый план среди любимых фильмов. С другой стороны, герои советских комедий дают современным молодым людям не только заряд веры, надежды, но призывают бороться за свое счастье путем преодоления тех трудностей, которые человек встречает на своем пути. Эта идея выражена в фильмах «Девчатах», «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Офицеры». Показательно, что почти никто из опрошенных не упомянул современное российское кино, многочисленные телесериалы. Лишь немногие вспомнили фильм «Брат» и комедию «Шырли-Мырли».

Таким образом, литературы и кино, как социальные институты культуры, сохраняя свою значимость в системе досуга студенчества, продолжают выполнять функцию трансляции культурной традиции. Примечательным также является и то, что в эстетических ориентациях студенчества доминируют произведения классической литературы и советское кино, демонстрирующее на уровне символики не только образ стабильного общества, но принципиальной иной тип отношения между людьми, основанный на императиве нравственности и долга.

Важнейшей традицией, оказывающей значимое мировоззренческое влияние на формирование духовного мира и мировоззренческих ориентаций людей, выступает кино. Постепенно оно становится одним из доминирующих векторов духовного формирования личности.

Специфика кино как символической системы, формирующей мировоззрение личности, ее ориентации на определенные образцы (киногерои), направляющие процесс формирования духовного мира, определяется особенностями экранной картины мира. Кино, выступая как модель мира и общества на определенном этапе их развития, задает определенные ориентиры в восприятии реальности, вскрывает ее конфликты и противоречия, вызывая определенное ценностное отношение зрителей к изображаемому. Особенность экранного осмысления мира в кинематографе в той или иной мере связано с системой символов этнической культуры. Важно, чтобы предлагаемая зрителю экранная картина мира была национальной, созданной в данной стране и отражающей ее историю, реалии. В этом случае кино становится средством трансляции социального и духовного опыта народа, его традиций и истории. Произведения классической литературы, представленные зрителю в киноверсии, стимулируют привлечение внимания к произведению литературы. Так, рост популярности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связан с удачной экранизацией романа, точно также, как современная экранизация романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» способствовала повышению интереса к этому произведению духовной культуры.

Центральным компонентом экранной картины мира, по мнению А.Н. Мосейко[31], выступает идеальная модель положительного героя, который и воплощает основные черты типичного национального характера. В модели героя, его качествах, поведении в той или иной ситуации фокусируются основные параметры экранной картины мира, герои в сжатой форме отражают системы ценностей и идеалов данного общества.

В экранной картине мира, помимо героев, важны и символические системы. Символ вплетается в образную систему кино и становится важнейшим ее содержательным компонентом. Искусствовед Е. Сальникова, анализируя современное кино, фиксирует его стремление «рационально или осмысленно трансформировать ее в соответствии с какой-то психологической или эстетической установкой, системой ценностей и законов поведения»[32]. Система символов картины мира, представленной в кино, строится вокруг категорий добра и зла, а также представлений о способах действия, в которых добро побеждает зло.

Система символов советского кинематографа, принципиально важного для духовной культуры современного российского студенчества, это не только картина мира общества стабильности, но и максимально близкая к системе символов русской этнической культуры. Постсоветский кинематограф ориентируется на принципиально иную картину мира. Советская экранная картина мира была разрушена. Поиск в эпоху перестройки и после распада СССР новых альтернатив обернулось в смене устоявшейся картины мира. «Именно столкновение разных картин мира, подчас весьма жестокое, и определяет то, какой из возможных вариантов будущего развития общества будет избран и реализован», - отмечает К.Б. Соколов.[33] На смену «простому советскому человеку» приходит в утвердившейся в постперестроечную эпоху принципиально тип экранного героя. Анализируя символику постсоветского кино, А.Н. Мосейко создает обобщенный образ киногероя- «сильный, ловкий, беспощадный. Если даже он действует из благородных побуждений, создается жутковатое впечатление от легкости, с которой он распоряжается жизнями других людей».[34]

Раздел 4. Личность и культура

Тема 1. Инкультурация личности

Процессы вхождения индивида в общество и культуру обозначают понятиями социализация и инкультурация. Эти научные понятия часто употребляют как синонимы, не принимая во внимание, что инкультурация – это процесс освоения индивидом традиционные способы мышления и действия, составляющие культуру и отличающие ее от других культур. Понятие же социализации связывают с процессом усвоения социальных норм. В инкультурации принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (социализацию взрослых).

На первом этапе дети впервые осваивают общераспространенные, жизненно необходимые элементы культуры. Ранняя социализация характерна превалированием роли взрослого в трансляции культурного опыта, норм. Правил. Подобный опыт передается с помощью механизма традиции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции. А потому, в изучении процесса инкультурации антропологи стали выдвигать коммуникативные аспекты социализации, в первую очередь. Отношения родителей и детей, начиная с раннего возраста, заканчивая овладения ребенком членораздельной речью. В качестве показательных рассмотрим такие коммуникативные ситуации, как мать – ребенок, ребенок – родители, незнакомые – ребенок. Отношения между родителями и ребенком, их частность, эмоциональная насыщенность влияют на процесс формирования личности.

Опыт сравнительно-культурных исследований позволил исследователям изучить процесс взаимодействия взрослого и ребенка в различных культурах и субкультурах. Эти исследования стали проводиться в 40-х годах XX века под руководством Г. Мердока. На базе его исследований был создан мировой этнографический атлас. На базе атласа построена теория социализации, связанная с родительским запрещением, разрешением, теснота и родит отношение, частота применения определенного типа отношений, тип контроля.

По первому параметру выделяют 4 типа отношений родителя к ребенку: понимание (теплота, любовь), враждебность (агрессивность), индифферентность, контроль. По второму контролю устанавливается 4-х бальная система оценки редко, иногда часто, всегда. Переменная родительского контроля имеет следующие значения: отсутствие контроля, слабый, твердый, следящий ограничивающий автономию контроль. Анализ данных позволил не только выявить доминирующий тип отношений в обществе, но и предсказать поведение взрослых индивидов в определенных устойчивых социокультурных ситуациях.

Большой вклад в антропологическое исследование детства и его роли в формировании социального опыта внесла Маргарет Мид. На основе полевых исследований разных культур, исследовательница опровергла предположение Л. Леви-Брюлля, что мистическое мышление развивается у первобытных народов повсеместно и оно развито у ребенка. Она убедительно показала, что мышление ребенка является рационалистическим, т.е. логическим. Что же касается анимического стиля мышления, то оно обусловлено особенностями воспитания, демерминированы культурой примитивного общества. Исследуя особенности мышления полинезийских детей в естественных условиях, она отметила высокий уровень творческих способностей, живой ум, стремление и умение обучаться новым навыкам. В соответствии с особенностями детства она выделила три типа культур:

· постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников. Она наиболее характерна для традиционного общества, где изменения происходят медленно. В итоге, прошлое взрослых- схема будущей жизни их детей. В таких культурах определяющую роль играло старшее поколение, как целостный образ жизни данной культуры.

· кофигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников. Преобладающая модель подражания- поведение современников. Кофигурация предполагает непосредственную передачу знаний от представителей активно действующего поколения. В таких культурах часто отсутствует связь молодого поколения и людей среднего возраста со стариками, которые не проживают вместе с внуками. В результате преемственность поколений оказывается ослабленной.

· префигуративный, где взрослые учатся у своих детей. Этот тип культуры, по мысли Мид, сформировался в середине 20 века, отличается неопределенностью будущего развития общества. Она обусловлена обострением проблемы различий опыта поколений. В ней способы передачи знаний и навыков таковы, что дети могут передавать знания родителям. Этот тип культуры и ее элементы характерно для современного информационного общества, когда дети обучают родителей компьютерной грамотности.

Маргарет Мид разделяет культуры, в которых дети обучаются в основном практически, на основе собственного опыта, но под руководством взрослых, наблюдая за их движениями и подражая им. В других культурах для обучения детей существуют особые социальные институты. Чаще всего в традиционном обществе обучение осуществляется невербальным путем, посредством демонстрации стереотипов движения, конкретных действий. Поскольку большая часть обучения протекает в реальных жизненных ситуациях, значение выполняемых действий становится наглядным и очевидным.

Первый фактор – родители, их социальный статус и принадлежность к определенной группе (группа форм, индивида). Вторым фактором инкультурации является формирование невербальной культуры ребенка. В детском возрасте отношение ребенка с окружающим миром строятся на основе эмоциональных переживаний и состояний через жесты, мимику, позы, улыбку. Специалисты выделили в словаре невербального языка до 136 терминов, применяемых для описания различных эмоциональных состояний детей. В основе невербальной культуры различают эмоциональные реакции по отношению к различным людям, предметам, ситуациям. Избирательность поведения начинается в двухмесячном возрасте. Оно не ценностно, а инстинктивно-эмоционально. Предполагается, что существует какие-то исходящие от людей сигналы, одни из которых вызывают настороженность, а другие настраивают на дружеский лад.

Третий фактор – игра, которая является такой культурной формой, где поощряется самостоятельность ребенка, и он может применитьсоциокультурный опыт.

В зависимости от характера игры могут быть разделены на следующие типы:

1) физические;

2) стратегически-тренирующие способность прогнозировать возможные результаты и оценивать их личностную вероятность;

3) стохатические, где решающая роль принадлежит случаю;

4) ролевые игры – переход из одних стандартных ситуаций в другие.

В игре ребенок учится проверять и воспроизводить реальность через модели ситуаций, копирующих непосредственную жизнь (игра как репетиция жизненных ситуаций).

Второй период инкультурации – это профессиональная социализация. Она состоит во овладении специализированными трудовыми знаниями и навыками, в приобщении к определенной профессиональной культуре. Культурная дифференциация людей усиливается, поскольку. Они приобщаются к различным областям разделения труда со специфическими взглядами на мир и традициями. В процессе инкультурации помимо усвоения профессиональной культуры, осваиваются новые статусы. Приобретаются новые социокультурные навыки за счет расширения социальных контактов.

Третий период – это включение личности в общественное разделения труда. Здесь инкультурация заключается в овладении профессиональными знаниями и навыками на рабочем месте, а также в адаптации к профессиональной субкультуре. Инкультурация этого периода обусловлена включенностью человека в целый ряд субкультур: семья, дружеские группы, группы по общим культурным интересам. Вхождение в каждую из них требует дополнительной социализации. Ведь в таких ситуациях появляется потребность осваивать и применять иные по сравнению с имеющимся опытом социокультурные образцы, ценности, нормы.

Четвертый этап инкультурации – пенсионный возраст. Человек выходит из общественного разделения труда, у него освобождается время, ранее занятое профессиональной деятельностью, и ему приходится заново структурировать свою жизнь.

Таким образом, основу инкультурации составляет подражание поведению взрослых и их директивные предписания. В период вторичной социализации изменения в поведении происходят за счет самостоятельного выбора и применения к человеку отрицательных санкций со стороны окружающих и институтов социализации.

Тема 2. Личность и этнокультура

Этнокультура представляет собой сложную структуру, в которую входят система символов, картина мира, коллективные подсознательные архетипы (менталитет) и ценностные константы, система авто и гетеро стерео типов. Символичная природа является одним из критериев отнесения данного явления к классу культурных. Сама же способность к формированию символов считается врожденным свойством человека. Концепция символа возникает при осознании того, что обозначаемое и обозначающее имеют разную природу.

Картина мира как важный компонент культуры народа и его менталитет формируется под влиянием ряда факторов. Прежде всего – это природа, климат, среди которого народ живет и совершает свою историю – род деятельности, история народа. Изменение картины мира происходит не только в различные исторические периоды.

В одной и той же культуре могут сосуществовать различные варианты картины мира, систем ценностей и идеалов. Однако, несмотря на эффект сосуществования, некоторые доминанты в этническом мироощущении сохраняются в силу того, что в этническом сознании присутствуют устоявшиеся константы, которые бессознательны и трансформируются культурной традицией.

С.В. Лурье отмечает, что этнические константы не воспринимаются сознанием, а в процессе принятия решения выступают как представления о наиболее удобном способе действия.

Отнесение человека к этнокультуре происходит на основе идентификации. По Ядову идентификация – самоопределение индивида в социально – групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих» - усвоение, осознание картины мира, моделей поведения, особенности мировосприятия и мирооценки, следовательно, существует множество идентичностей, сопряженных и взаимосвязанных с национальной культурой.

С точки зрения одного из основоположников символической школы, природа этнической культуры кроется в системе символов. Эрнст Кассирер в «Философии символических форм» утверждает, культура является ни чем иным, как символическим удвоением мира. Это исходит из природы символа, который связывает идеальные конструкции человеческого сознания с тем или иным предметом. Значение символа определяется культурной традицией и языком. (Лиса – хитрость, лев – великодушие, фата – символ невесты). Все формы общественной деятельности в той или иной мере пронизаны символикой (флаг, молитва, крест, святая вода).

Французский исследователь Леви-Стросс трактует содержание культуры как ансамбль символических систем, которые стремятся выразить некоторые аспекты физической и социальной реальности и связывают эти реальности между собой. Генезис и механизм формирования культуры Леви-Стросс связывает с формированием символизирующих сил мышления, со способностью человека придавать вещам то значение, которое им не присуще. Сама же эта способность составляет уникальную основу человека, отличающуюся от животного мира. (Символ, определяющий признак человечества). Следовательно, человек есть причина культуры и все ее элементы (обычаи, институты, убеждения) выступают как производные, зависящие от человека. В динамике культура может терять свою социальную значимость (пионерский галстук, значок). Следствием этого процесса являются два варианта событий:

1) символ подвергается замене (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург);

2) символ превращается в пустую оболочку (бросить перчатку – институт дуэлей).

Этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса (болезнь: специфическая, неспецифическая).

Неспецифический механизм – это сама этническая культура как образ мира, та призма, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, мифологию, литературу, идеологию. Основой этой картины мира являются этнические константы, составляющие центральную зону культуры и лежащие в бессознательном слое психики каждого из членов этноса, так как внутри него всегда существует множество социальных групп и слоев, чьи цели вносят коррективу в эти картины. Кроме того, они неизбежно меняются со временем. Но этнические картины этноса при всем их несходстве имеют общие константы – аксиомы.

Концепция защитных механизмов культуры разработала С.В. Лурье.

Каковы уровни адаптации этноса к окружающей среде?

1) В качестве защитного механизма выступает сама этническая культура. Это связано с формированием центральной зоны, содержанием которой является этнические константы, отношение к этническому бессознательному.

2) Адаптация центральной зоны культуры к условиям существования этноса, что связано с кристаллизацией вокруг центральной зоны инвариантов культуры.

3) Искаженное восприятие реальности членами этноса, не восприятие информации, противоречащей константам.

При столкновении с опасностью этнос (человек) в первую очередь стремится вписать ее в уже существующую картину мира. Только тогда реальность не вписывается в эту картину, традиционное сознание этноса начинает распадаться. Это значит, что этносу нужно сформировать новую картину, сохраняя в неприкосновенности центральную зону культуры. Будучи не в силах изменить мир, этнос изменяет себя. Начинается период смуты, как кризис самоидентификации. Нужно по-новому истолковать факты реальности. В результате образуется новая картина мира, в которой узнается изменившаяся реальность.

Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. В содержании этнических стереотипов следует различать устойчивое ядро-комплекс о внешнем облике человека, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков (чукчи – глупые, негры – с низким IQ, грузины – ограниченные, евреи – бережливые) и ряд изменчивых относительных коммуникативных и моральных качествах народа.

На основе этнических стереотипов возникают этнические предубеждения – установки, препятствующие адекватному восприятию информации о представителях не «своей» этнической общности или их действиях. Этнические предубеждения могут быть следствием поспешных, необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также некритически усвоенных стандартизированных суждений, принятых в определенной социально-этнической группе. Этнические предубеждения часто играют провоцирующую роль в возникновении межэтнических конфликтов, могут долго поддерживать, активизировать и ожесточать их.

Авто-гетеростереотипы – этнические предубеждения, препятствующие адекватному восприятию сообщения о представителях не «своей» этнической общности или их действиях. Этнические представления могут быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной социально-этнической группе. Национальное сознание не только абсолютирует некоторые имеющиеся этнические свойства, но и склонно приписывать как своему, так и чужому этносам несуществующие черты.

Таким образом, этническая культура выступает и как структурно-символическое и как интеллектуально-логическое (стиль мышления, менталитет) образования. Этническая культура формирует картину мира личности, модели его восприятия как окружающего мира и его событий, так и представителей других национальных и расовых групп.

Тема 3. Этнические культуры в условиях глобализации

Социокультурный анализ процесса глобализации предпринят Уольфом Ганнерсоном[35] в теории «глобальной ойкумены». Под «ойкуменой» исследователь понимает мир как единый культурный регион, где процессы взаимообмена, влияния одной культуры на другие максимальны. В пределах «ойкумены» можно выделить центр, где возникают новые явления культуры, и периферию, где они усваиваются. Анализ культурного взаимодействия, сделанный Ганнерсоном, приводит социолога к мысли, что процессы культурного взаимообмена носят однонаправленный характер. Возникая в нескольких центрах, культурные ценности распространяются и усваиваются по всему миру. К таким специализированным центрам относятся США (в области науки, новейших технологий, средствах досуга- кино, телевидение), Франция (в области сверхмодной одежды и деликатесов), Япония (корпоративная культура). Одним словом, новые культурные ценности появляются в США и Европе, а усваиваются по всему миру. Не случайно процесс культурной глобализации часто называют вестернизацией, под которой понимается навязывание и пропаганда всему миру западного образа жизни, социокультурных ценностей и стандартов жизни, элементов западной культуры.

Говоря о будущем, Ганнерсон[36] выделяет несколько сценариев влияния унификации на национальные культуры. Первый сценарий «глобальной гомогенизации» отстаивает идею полного доминирования западной культуры. Любая национальная культура постепенно исчезнет под влиянием информационного давления Запада. Местные культуры, постепенно насыщаясь культурными продуктами Запада, неуклонно теряют свою специфику, стандартизируется и становится «слепком» западного образа жизни.

Сценарию культурной ассимиляции и подавления противостоит «сценарий созревания». Он предполагает не «слепое» заимствование элементов западной культуры, а переосмысление их и адаптацию к местным культурным традициям и символам. В результате образуется синтетический сплав внешних заимствований и национальной специфики. Отдельные люди, носители этнической культуры по-своему осмысляют транснациональный культурный поток в соответствии со своими традициями и особенностями менталитета. В итоге образуется то, что Ганнерсон назвал «креолизацией» (гибридизацией) культуры. Все национальные культуры представляют собой сложный синтез традиционного, национально специфического и транснационального. «Креолизация» является следствием диалога транснациональной и национальной культуры, результатом исторически накапливающихся взаимосвязей.

В поддержку теории «созревания» и «гибридизации» выступил Шмуэль Айзенштадт[37]. Он объясняет различия, существующие между культурами в условиях интенсификации взаимодействия процессами отбора и комбинирования культурных смыслов, символов западной культуры и собственной цивилизации.

Таким образом, по мысли Ш. Айзенштадта и У. Ганннерса в процессе культурного давления центра на периферию национальные культуры не утрачивают свою специфику и уникальность, «просвечивают» транснациональные культурные элементы через призму национальной картины мира, систему традиций и символов. В итоге происходит «гибридизация», национальная культура становится результатом синтеза цивилизационно уникального и общемирового.

Тема 4. Уровень культурного развития личности.

Данный термин был введен в научный оборот в 70-х годах 20 века Уральской социологической школой в трудах Л.Н. Когана. (исследование культурной деятельности и культурного уровня населения Урала.- Свердловск, 1979).

Культурный уровень- результат культурной деятельности человека, его активность в использовании и создании культурных ценностей.

К объективным показателям и индикаторам культуры личности являются:

- уровень образования (количество лет, потраченных на приобретение образования и профессиональной подготовки, тип и уровень полученного образования);

- объем и глубина усвоенных знаний, активность в освоении мирового и национального культурного наследия (знание норм этикета, отечественной и мировой классической и современной литературы, музыки, изо, кинематографа, театра, архитектуры);

- участие в создании и распространении культурных ценностей (частота посещения театров, музеев, концертных залов, картинных галерей);

- денежные и временные затраты на приобщение к миру культуры (частота приобретения книг, пластинок, дисков, ауди и видеокассет, сдромов, доля бюджета и количество часов, которое тратится на удовлетворение культурных потребностей);

-наличие технических средств, обеспечивающих доступ к сокровищнице культурных ценностей (наличие библиотеки, фонотеки, видеотеки, телевизора, видео и аудимагнитофона, структура библиотечного фонда).

К субъективным показателям культуры личности относится:

- наличие сформировавшейся установки в приобщении к миру культуры;

- наличие установки на постоянное расширение своего кругозора, пополнение объема и углубление знаний;

- художественные эстетические ценностные ориентации;

- нравственные ценности ориентации;

- наличие эстетического вкуса.

Важным показателем социокультурного развития личности является досуг. Исследования досуга молодежи были начаты в 70-х годах XX века в СССР и стали темой многочисленных исследований, как философов, так и социологов. С эмпирической точки зрения одним из первых стал изучать досуг студенческой молодежи В.Т. Лисовский на базе Санкт-Петербургского государственного университета. В анкету 1963 г[38]. был включен вопрос: «Ваше любимое занятие в свободное от работы время»: 78,5%- чтение (читаю систематически -27,9%, читаю, когда есть свободное время- 69,3%, вообще не читаю- 1,5%, неопределенный ответ- (1,3%).

После чтения - посещение кино и театров (76%), прослушивание музыки (54%), просмотр телевизионных передач (44,7%), посещение танцевальных вечеров (39,9%), занятия спортом (33,9%), домашнее хозяйство (30,5%), посещение кружков и диспутов (16,8%). Данные, приведенные В.Т. Лисовским, показывают, что в досуге молодежи первое место занимает художественная литература и кино, что требует изучения влияния именно этих видов искусства на молодежное сознание. При этом показательно, что если бы ресурс свободного времени увеличился, приоритеты молодежи в области искусства претерпели бы изменение. На первое место вышло киноискусство, а на втором оказалась литература, на третьем театр. Следует обратить внимание на то, что в целом советскую молодежь интересуют активные виды отдыха (спорт, вечера отдыха, туризм). При этом пассивный отдых привлек только 8% опрошенных.

В середине 80-х[39] годов XX века исследование досуга молодежи было проведено Е.М. Бабосовым. В системе досуга важное место занимает общение с друзьями (31%), прослушивание радио и просмотр телепередач (26%), чтение книг (21%), познавательная деятельность (21%). Незначительное место занимают общественная работа, посещение театров, выставок, занятия физкультурой и спортом. Сравнение с результатами 60-х годов показывают, что устойчиво падает престиж общественной работы, снижается значимость активных видов отдыха, повышается важность пассивного времяпрепровождения. Как и 60-х годах, мало значимыми остаются такие формы досуга, как театры, выставки.

Отмеченные процессы усиливаются в 90-х годах XX века. В духовный мир молодого человека глубже проникло телевидение, появились такие новые формы досуга, как видео, компьютерные игры, Интернет. Развитие телевидения делает процесс восприятия искусства комплексным. Появившиеся новые формы досуга изменили структуру свободного времени современного студента. Опрошенным в ходе авторского исследования был задан вопрос: «Что вы делаете в свободное время?». Были получены следующие наиболее частотные ответы:

На первом месте по уровню частотности стояло общение (28%). На втором - прослушивание музыки (27%), затем прогулки- 26%. Чтение отметили 22% опрошенных, по уровню значимости оно стоит рядом с путешествиями. Значимость театра и выставок в системе досуга крайне не высока, только 7% опрошенных отметили данную форму отдыха. Если сравнивать эти результаты с данными, полученными В.Т. Лисовским, то можно выявить следующие закономерности изменения системы досуга молодежи:

1) Возросла роль спорта в системе досуга молодежи. Если в 60-е годы спорт стоял на шестом месте по уровню значимости, то в конце 90-х годов активный отдых выходит на четвертое место. В авторском опросе спорт как форму проведения досуга отметили 18% респондентов. Повышение значимости спорта неразрывно связано с необходимостью следить за здоровьем;

2) Понижается роль театра и выставок как искусства и активного отдыха. Этот вид досуга отметили только 8% опрошенных студентов. Место театра занимает музыка (она выходит на третье место в структуре досуга).

Данные авторского исследования были сопоставлены с материалами социологического исследования досуга московского студенчества, проведенного Московским институтом социокультурных программ в 2006г. На вопрос «Как Вы проводите свободное время?» респонденты отметили: общаюсь с друзьями (95%), смотрю кино (ТВ, видео) (89%), читаю (70%), слушаю музыку (84%), занимаюсь спортом (55%), хожу на дискотеку (53%). [40]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что на первое место в досуге студенчества выходит развлекательные формы досуга, вытесняя чтение, а тем более театры, кинотеатры, выставки, концерты. Сохраняющаяся высокая роль спорта свидетельствует о том, что активные формы отдыха по-прежнему остаются значимыми наравне с развлечением и общением. Повторный мониторинг «Москвичи о возможностях повышения своего образовательного, культурного уровня и организации досуга», проведенный в 2006 году позволил определить тенденции развития системы досуга московского студенчества. На вопрос «за последние 5-10 лет вы стали посещать…» респонденты отметили, что все предложенные формы культурного и активного отдыха не пользуются спросом. Баланс между «посещаю чаще и реже» только у парков культуры и отдыха (33% чаще и 37% реже), в остальных предложенных формах отдыха доминируют оценки «реже». Максимальный разрыв между «чаще и реже» у театров (21% чаще и 49% реже), музеев, выставочных залов, библиотек, концертных залов. В качестве причин, по которым респонденты посещают культурные заведения чаще, доминирует увеличение свободного времени (25%), в качестве источников падения интереса к предложенным формам досуга респонденты отмечают отсутствие времени и материальных средств. (26% и 28%).[41] Исследования досуга молодежи, проведенное в мае 2009г. Институтом социологии РАН, показывает, что основными занятиями в свободное время является просмотр телевидения (66%), прослушивание музыки (62%), общение с друзьями (65%). Чтение книг отметили 39% респондентов. Выросли по сравнению с 1997годом, формы активного отдыха - посещение дискотек (33%- 19% в 1997г.), посещение баров, кафе (32%-17% в 1997 г.), посещение кинотеатров, концертов (28%-14% в 1997г.), занятие спортом и фитнесом (29%-14% в 1997г.)[42].

Таким образом, полученные данные показывают, что в системе досуга важная роль принадлежит телевидению, общению с друзьями, спорту, чтению. Отмеченные виды духовной культуры занимают важное место в досуге студентов, формируют эстетические предпочтения, а также систему любимых литературных и киногероев, ориентацию на которых может существенно направлять процесс формирования личности.

Досуговые предпочтения студенчества анализировались на двух этапах мониторинга: в 2005-2006г., в условиях стабильного развития общества, и весной 2009 года, в условиях мирового экономического кризиса. Данные всероссийского социологического исследования «Повседневность россиян в условиях кризиса»[43], проведенного Институтом социологии РАН, свидетельствуют об одомашнивании досуга россиян, падении роли выставок, театров, кинотеатров в организации свободного времени при доминирующей роли телевидения, радио, чтения. Сравнение двух этапов мониторинга позволяет выявить те формы досуга, которые в условиях кризисного общества ограничиваются, и другие, которые, напротив расширяются. Резко сократилось значимость чтения (с 13% до 3%). На смену чтению приходят такие формы досуга, как компьютер (с 8% до 30%), прогулки, прослушивание музыки (с 12% до 22%). Молодой человек в условиях кризиса замыкается в себе, в своих психологических и микрогрупповых проблемах, потому оценка общения с друзьями в свободное время падает с 38% в 2007 году до 11% в 2009 году. Ресурсы свободного времени значительно сокращаются. Потому если в 2007 году признались, что работают в свободное время 6% респондентов, то в 2009 году эта форма досуга выросла до 23%. Ограниченность материальных средств приводит к тому, что респонденты стали реже в свободное время путешествовать (с 20% до 6%). В целом, подводя итоги анализа, следует отметить, что тенденция доминирования домашнего досуга подтверждается. Кроме того, чтение вытесняется такими формами пассивного досуга, как компьютер, телевизор, прослушивание музыки. В условиях кризиса ограничено как свободное время, так и материальные ресурсы. В результате респонденты экономят на активном отдыхе, спорте, путешествиях, выбирая те формы отдыха, которые не требуют интеллектуального и физического напряжения, не требуют вложения дополнительных материальных средств.

Учебно-методическое сопровождение курса.

Тематика рефератов и курсовых работ

1. Предметная область социологии культуры.

2. Морфология культуры народа.

3. Социальность и культура.

4. Принципы понимающей социологии

5. Социологический статус понятия “ценность”.

6. Норма как социокультурный регулятор.

7. Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции).

8. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа

9. Менталитет субъекта жизни. Соотношение знания и веры.

10. Верование как социокультурное явление.

11. Архетипы культуры. Гипотеза К. Юнга.

12. Здравый смысл и научное знание. Картина мира личности.

13. Культура повседневности: основные показатели.

14. Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия.

15. Астрология как предмет социокультурного анализа.

16. Знак и значение в системе культуры.

17. Типология культур.

18. Массовая культура: функции и показатели.

19. Преемственность культуры: механизмы трансляции.

20. Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.

21. Религия как социокультурное явление.

22. Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.

23. Межкультурное взаимодействие/на примере работы совместных предприятий.

24. Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур).

25. Шоу: функции, структура, принципы организации.

26. “Культурошок”. Приемы адаптации личности к другой культурной среде.

27. Человек и культура: классические концепции.

28. Научное творчество: типология предрасположенности людей и необходимые качества личности.

29. Творчество в искусстве: основные объяснительные концепции.

30. Современный образовательный процесс: тенденции развития.

31. Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения

32. Современный школьник: социокультурный портрет

34. Специфика интервью в социокультурном исследовании.

35. Наблюдение в социокультурном исследовании.

36. Семантический дифференциал Ч. Осгуда и его использование в исследовании явлений культуры.

37. Социометрический метод и его применение при изучении ценностных установок научного и художественного сообщества.

38. Принципы герменевтики и их применение при исследовании исторических текстов.

39. Тесты в системе образования: принципы использования.

40. “Одаренные дети” – методика выявления.

41. Экспертная оценка художественной продукции.

42. Аудитория кино большого города.

43. Контент-анализ программ телевидения.

44. Современный кинорынок. Факторы коммерческого успеха.

45. Книга как социокультурное явление.

46. Книгоиздательство: типология, организация, коммерческий эффект.

47. Книгопродавец: функции и типология.

48. Культурный конфликт: методы устранения и профилактики.

49. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.

50. Жаргон как атрибут культуры.

51. Сексуальная культура студенчества (обобщенный анализ неавторских исследований).

52. Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока.

53. Евразийская культура: культурогенез.

54. Евразийская и Западная культуры: сравнительный анализ.

55. Русская культура: архетипы и современные ценности.

56. Этнокульту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: