Источники (формы) права: исторические разновидности


Источники права - официальные письменные документы, изданные от име­ни государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институ­тов и отраслей права.

Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм. Традиционно различают три основ­ных вида источников права:

- правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государст­ва уже сложившиеся в обществе обычные нормы;

- судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т.е. нормы) путем его обязательного применении при решении аналогичных дел;

- нормативный акт - определенного вида документ правотворческого органа государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.

Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ран­них этапов развития общества; они ограниченно используются и сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового права. Судебный прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права (Великобритания, США). В России и других европейских странах, относящихся к романо-германской системе права, основным источником права являются нормативные акты.

В странах мусульманской системы права особую роль в качестве источников права играют религиозные тексты и акты толкования религиозных норм учеными-правоведами.

В последнее время в качестве самостоятельного источника права выделяют договоры нормативного содержания. Примером такого источника может служить Федеративный Договор, заключенный между центральными органами государственной власти России и республиками, краями, областями, автономными образованиями в 1992 году.


Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в России


Нормативные акты - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.

Нормативные акты отличаются от других источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов) тем, что:

- принимаются только теми государственными органами, которые наделены соответствующей правотворческой компетенцией;

- всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения - юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются;

- находятся между собой в определенной иерархической взаимосвязи;

- имеют вид официального письменного документа особой формы, указывающей на принявший нормативный акт орган, наименование акта, дату его принятия, подпись соответствующего должностного лица.

В целом нормативные акты любой страны составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня властной компетенции принимающего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня норма­тивных актов: законы и подзаконные нормативные акты.

В России законы принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием, а также законодательными органами субъектов Российской Фе­дерации. Подзаконные нормативные акты принимаются Президентом Российской Фе­дерации и различными звеньями органов исполнительной власти.

Помимо нормативных актов, источниками права в Российской Федерации признаются в ограниченных случаях правые обычаи (ст. 5 Гражданского Кодекса РФ), до­говоры нормативного содержания (в том числе международные), акты референдумов (как всероссийских, так и региональных).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: