Команда Ельцина довольно быстро начала работу над разработкой нового договора о разграничении полномочий между центром и субъектами федерации. Новый федеративный договор (рис. 3) был подписан в марте 1992 г. большинством субъектов РСФСР, кроме Татарстана и Чеченской республики. Самое главное, что в новом федеративном договоре содержалось очень много противоречий и моментов, которые не решали проблемы разграничения влияния центра и регионов.
Рис. 3. Административно-территориальное деление РФ (Источник)
Так, в частности, в данном документе высказывалась идея, что все субъекты РСФСР равны в правах. Но на деле получалась совершенно иная картина, так как у разных регионов России были разные статусы: области, автономные округа, республики и края, а также города федерального значения. При этом численность населения различных субъектов российского государства, а следовательно, и их бюджет были разными. Именно из этого вытекало огромное количество противоречий и проблем.
В конечном итоге главы крупных субъектов с мощным экономическим потенциалом либо с природно-ресурсными возможностями начали заявлять о своих правах и о своем недовольстве новым федеративным договором. Начали раздаваться голоса о создании необычных образований (Уральская республика, Дальневосточная республика, Енисейская республика и другие). В таких образованиях, как Башкортостан, Чеченская республика (рис. 4), Татарстан, полным ходом складывались альтернативные органы управления: национальный суд, прокуратура, даже собственные вооруженные силы (Чечня).
Рис. 4. Чеченская республика (Источник)
У Б.Н. Ельцина и его правительства было очень мало места для политического маневра. Если бы федеральный центр был силен и обладал необходимыми экономическими ресурсами, то он мог бы диктовать свои правила регионам. Однако в стране в это время бушевал экономический кризис в полную силу. Кроме того, центробежные силы в России постепенно увеличивались.
Чеченская война
В августе 1994 г. президент Чеченской республики Д. Дудаев (рис. 5) объявил о начале мобилизации, что было настоящим вызовом центральной власти России. После этого федеральный центр начал вооруженное противостояние с одним из своих субъектов – Чечней. Для Российской Федерации это было полной катастрофой, так как по Конституции 1993 г. ни один субъект не мог выйти из состава России.
Рис. 5. Д. Дудаев – глава Чеченской республики (Источник)
1 декабря 1994 г. Б.Н. Ельцин выдвинул Дудаеву ультиматум: либо Чеченской республике и федеральному российскому центру нужно было подписать договор о разграничении полномочий, либо РФ оставляла за собой право силового решения данного вопроса. После этого на границах Чеченской республики начали скапливаться федеральные войска, а также внутренние войска и МВД. 10 декабря правительство Чечни отказалось выполнять ультиматум Ельцина и российские войска перешли ее границу (рис. 6).
Рис. 6. Российские войска в Чечне (Источник)
В то время события, связанные с Чеченской республикой, неактивно освещались в прессе. Однако после того как федеральные войска были разгромлены чеченской армией, данные события стали широко освещаться в российских СМИ и стали фактором политической жизни Российской Федерации.
Гибель майкопской бригады в Грозном означала для России то, что процесс вооруженного противостояния между Чечней и федеральным центром уже не остановить. Сепаратистов постепенно выдавливали из основных населенных пунктов Чеченской республики. К лету 1995 г. большинство вооруженных чеченских формирований были заблокированы в горных районах. Но тогда чеченские руководители прибегли к террористической войне. Летом 1995 г. вооруженное формирование во главе с Ш. Басаевым (рис. 7) захватило Буденновск и держало длительную оборону от федеральных сил (рис. 8).
Рис. 7. Ш. Басаев – руководитель террористической группы по борьбе против присоединения Чечни к РФ (Источник)
Рис. 8. Теракт в Буденновске (Источник)
В конечном итоге власти пришлось вступить в переговоры с террористами. Премьер-министр РФ В.С. Черномырдин (рис. 9) предпринял попытку договориться с Ш. Басаевым о возможности разрешения данного кризиса. Война начала распространяться и на другие регионы России: происходили террористические акты в Дагестане, Армавире, а также в Москве. Чеченская война стала фактом российской повседневности. То, что власть не могла контролировать ситуацию, стало очевидно не только россиянам, но и всему миру.
Рис. 9. В.С. Черномырдин – премьер-министр РФ (Источник)
Правительство Б.Н. Ельцина искало все средства для разрешения данной проблемы и завершения чеченской войны, но все основные силы власти были направлены на реализацию главной стратегической цели – президентских выборов 1996 г. С большим трудом Ельцину удалось победить в политической борьбе. Прямо перед инаугурацией Бориса Николаевича произошла еще одна катастрофа. Боевики выдавили федеральные войска из Грозного, что было общенациональным позором.
Ельцин решился на проведение переговоров. Для этого в Чечню отправился новый председатель Совета Безопасности РФ генерал А.И. Лебедь (рис. 11), который имел славу миротворца. Подписанные в итоге этих переговоров между федеральным центром и сепаратистами Хасавюртовские соглашения имели двойственное значение. С одной стороны, наконец был заключен мир и прекратилась бесконечная бойня. С другой стороны, РФ признавала, что она проиграла войну с сепаратизмом.
Рис. 11. Генерал А.И. Лебедь – председатель Совета Безопасности РФ (Источник)
Выводы
Хасавюртовские соглашения были ударом по международному престижу Российской Федерации, а также по рейтингу президента Б.Н. Ельцина. Но иных политических или военных ресурсов для решения чеченской проблемы у президента и его правительства тогда не было. Он решил оставить эту ситуацию в наследство будущему поколению российских политиков.
6) Пройдите по ссылке, зарегистрируйтесь на сайте и пройдите тест по данной теме
https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/rozhdenie-novoy-rossii-1991-1999-gg/mezhnatsionalnaya-politika-v-period-prezidentstva-eltsina-b-n/testcases#utm_source=interneturok&utm_campaign=istoriya-rossii_11&utm_medium=youtube&utm_term=%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%91.%D0%9D.
Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс.