Тема № 4: Координация ЦП

План:

1) Значение координации в УЦП;

2) Концепции координации ЦП;

3) Основные стратегии координации ЦП и их характеристика;

4) Рекомендации по выбору стратегии координации ЦП.

1. В рамках УЦП решаются 2 основные группы задач:

1)Задача кооперации и аутсорсинга. Эта задача обусловлена переходом от вертикальной кооперации к горизонтальной;

2)Задача интеграции и координации ЦП. Она обусловлена переходом от изолированного прогнозирования спроса и продаж, планирования производства и закупок, управление запасами к совместному координированному прогнозированию, планированию и оперативному управлению.

В совокупности задачи кооперации и координации образуют задачу взаимодействия. Деление этой задачи основывается на принципах синхронизации и координации бизнес – процессов, концепции и модули планирования и оперативного управления на основе установления единых информационных каналов. Постоянный системный информационный обмен среди участников ЦП.

Необходимость координации в рамках УЦП заложено в самой природе ЦП, т.к. ЦП – это социально экономическая система, в которой имеют место тесные взаимосвязи, взаимовлияние и взаимообусловленность всех бизнес-процессов, реализуемых в сложных производственно логистических системах.

В современных условиях для успешного ведения бизнеса предприятие должно координировать свои действия не только в рамках своих внутренних подсистем, но и с функциональными подсистемами партнеров по бизнесу.

Координация в ЦП заключается в создании системы информационного обмена между всеми участниками цепей создания стоимостей для своевременного предоставления актуальной достоверной, полной и точной информации о спросе и доставке, с целью синхронизации, использования ресурсов и, принимаемых решений в отношении вопросов межорганизационного взаимодействия, для преобразования трансформации и использования этих ресурсов на протяженности всей ЦП от источников исходного сырья до конечного потребителя.

Основные направления координации в ЦП:

1) Координация данных – это формирование единой информационной базы ЦП на логическом и физическом уровне;

2) Координация функций предполагает объединение и логическое согласование прежде разделенных функций;

3) Координация процессов предполагает организацию и управление бизнес-процессами в ЦП;

4) Координация моделей – это согласование и применение единых методов и моделей УЦП.

5) Координация программ предполагает интеграцию программного обеспечения участников ЦП.

6) Координация услуг – это объединение и согласование бизнес-процессов с партнерами и клиентами по бизнесу.

Элементы координации в ЦП:

а)Показатели;

б)Ресурсы;

в)Процессы;

Причины недостаточной координации в ЦП:

1) Различные конфликтующие цепи в ЦП;

2) Искажение и неполнота информации в отдельных звеньях ЦП;

3) Недостаточный уровень информатизации предприятия.

2. Основы эффективной координации ЦП является высокий уровень доверия между партнерами. Как показывают результаты, проведенных исследований, фактический уровень информационного обмена между участниками ЦП не высок. Например: информация об обновлении ассортиментаот поставщиков предоставляется в объеме 45%, информация о снятии продукции с производства примерно 28%, информация о размерах запасов менее 25%, информация о планах производства менее 10%.

Если в ЦП удается достичь близкого к максимальному уровню информационного обмена, то надо полагать, что в данном случаи имеет место сильная доминирующая роль фокусной компании или участники ЦП на самом деле не являются независимыми компаниями, а фактически подчинены головной или фокусной компании.

В современных условиях информационные технологии позволяют осуществлять практически любую координацию, но имеет место проблема в плоскости организации или в организационной составляющей. При условии, что достигнут определенный уровень доверия и информационного обмена ЦП, то необходимо выбрать концепцию координации и информационные технологии для ее реализации.

Основные концепции координации ЦП (стратегии):

1) «Точно вовремя» - JIT.

2) «Точно в последовательности» - JIS.

3) Запасы, управляемые клиентом – VMI.

4) KANBAN с ответственностью поставщиков.

5) Быстрое реагирование QR.

Всю совокупность информационных технологий для координации условно разделяют на 4 групп:

1) Информационные технологии для внутрифирменного планирования и операций управления;

2) Информационные технологии для планирования операций управления на уровне ЦП;

3) Информационные технологии для инфраструктуры ЦП;

4) Информационные технологии для технической реализации аналитической обработки и передачи данных ЦП.

Информационные технологии с одной стороны обеспечивают выполнение бизнес-процессов, а с другой являются катализатором ЦП.

3. «Точно вовремя» основана на синхронизации объема и качества поставок в соответствии с потребностями производства. Ключевыми элементами в этой системе являются:

· Интегрированная обработка информации;

· Сегментация производства и поставок;

· Синхронизация производства и поставок.

Наибольшее распространение эта концепция получила в автомобильной промышленности. Основа – это классификация материалов по следующим признакам:

1) По точности прогнозирования:

· X

· Y

· z

2) По соотношению цена количество:

· A

· B

· C

3) По физическому объему:

· L

· N

· M

Согласно концепции JIT первую очередь отводятся материалам в плоскости ALX.

2)Система KANBAN с ответственностью поставщиков – это современный этап развития концепции, которая была разработана в 70 – 50 г. 20 в..Суть этой модели заключается: потребность в деталях на сборочных линиях определяется исходя из фактического потребления деталей на каждом рабочем месте. Практически это выполняется следующим образом: работник перемещается по цеху и отслеживает уровень потребления деталей и передает информацию о необходимости пополнения запасов. Основные данные отражаются в картах и к ним относятся номера наименований деталей, чертеж деталей, количество единиц деталей. Данные о производителе, потребителе, номер карты и дата ее составления. Бумажные заменены электронными.

Цели системы KANBAN:

§ Снижение запасов;

§ Повышение уровня наличия необходимого материала.

В производстве на основе использования этой системы удается повысить гибкость на сборочных линиях и снизить время производительного цикла.

Система KANBAN позволяет существенно снизить затраты на обеспечение материалами и управлять производством и запасами на основе фактического потребления материалов.

Предпосылки использования системы KANBAN:

1) Серийное и массовое производство;

2) Стандартизация деталей и материалов;

3) Возможность быстрой переналадки оборудования;

4) Мотивация персонала.

Система KANBAN с ответственностью поставщиков предполагает выполнение всех работ по отслеживанию фактического потребления деталей и передачи информации о необходимости пополнения запасов поставщикам. С этой целью заключаются рамочные договора, в которых оговаривается общее количество поставок, время поставок, требования к качеству поставок, технологии изготовления и цены.

В объеме рыночных договоров осуществляются поставки по фактическим потребностям в деталях. Переход к системе KANBAN с ответственностью поставщиков позволяет существенно снизить затраты, сократить длительность производительного цикла. В отдельных случаях его рекомендуют использовать в мелкосерийном производстве.

3)Стратегия запасов управляемая поставщиком (VMI) – ответственность за пополнение запасов согласно концепции «Запасы, управляемые поставщиком» переносится из последующего звена ЦП на предыдущее звено ЦП. В рамках данной системы клиенты и поставщики синхронизируют информационные потоки о потребностях и запасах. На основе текущей информации о потребностях и запасах поставщик самостоятельно определяет сроки и количество поставок, т.е. использует принцип «выталкивания». В данной концепции ответственность за наличие необходимых материалов лежит на поставщиках. Поставщик сам определяет время, объем поставок, исходя из данных о запасах и прогнозах потребления товаров.

Для достижения наибольшего эффекта использования данной системы необходимо внедрение соответственных информационных технологий. Отдельно рассматриваются вопросы надежности поставщиков.

Как показывают исследования система KANBAN эффективна при небольшом количестве поставщиков небольшой их удаленности и регулярных циклов поставок. Система запасов, управляемая поставщиками эффективна почти во всех случаях, но требует большой организационной подготовки, более высокого уровня доверия и надежности поставщиков и потребителей.

4)Система QR или быстрого реагирования была разработана в середине 80 г. в текстильных и швейных отраслях США.

Предпосылкой для зарождения этой концепции послужил тот факт, что несмотря на эффективно работающие отделы предприятия их деятельность была мало эффективна. Выходом из сложившейся ситуации стало целостное рассмотрение ЦП и создание системы обмена информацией между всеми участниками ЦП.

В качестве единой информационной концепции выступила концепция электронного обмена данными. Она базируется на одноформатности данных, обмен которыми происходит между предприятиями.

Преимуществами такого обмена является:

1) Отсутствие многократного переучета одних и тех же данных;

2) Снижение объема работ, выполненных в ручную;

3) Ускоренный обмен информации.

Система электронного обмена данными в рамках концепции быстрого реагирования сочетается с маркировкой, штрихкодами. Штрихкод присваивается каждой детали и позволяет выявить место ее фактического пребывания по стадиям производственного цикла, количество возвратов продукции по причине браков. В целом концепция быстрого реагирования позволяет осуществлять мобильный обмен информацией между производителем и продавцом, с помощью их информационного технологического объединения, и обеспечивает быстрое реагирования предприятия на изменение предпочтений потребителей.

5)Концепция совместного планирования приобретения и прогнозирования (CPFR) – эта концепция тесно связана с концепцией ECR «Эффективное клиентно –ориентированное регулирование».

Концепция ECR – это соединение направлений, которые должны способствовать кооперативной оптимизации ЦП от предприятия производителя до покупателя.

Концепцией «Эффективное клиенто–ориентированное регулирование» направлена на оптимизацию каналов дистрибуции и сокращение затрат не связанных с процессом условий стоимости. Данная концепция предполагает внедрение соответственных информационных технологий и реинженеринг бизнес-процессов. Внедрение этой концепции позволяет добиться снижения запасов в дистрибьюционных центрах до 40%, улучшение пользования транспортных мощностей до 20%, и снизить сроки выполнения заказов на 50%.

Предпосылкой этой концепции является тот факт, что только потребитель чьи потребности удовлетворены являются хорошим потребителем. Поэтому очень важным является значение потребностей потребителей с тем, чтобы потом поставить нужный продукт в нужном количестве в нужное время в указанное место.

Результатами использования этого подхода является необходимость перехода от push концепции к концепции pul.

Согласно push принципу производство и торговля «толкают» свои товары в точках продаж независимо от того какие реальные потребности показателя.

Pull принцип притягивается к точке продаж. Для получения точной информации о потребности потребителя необходима интеграция в рамках информационной цепи. Ее предпосылкой является тесная кооперация производства и торговля. Особенно в маркетинге и логистике.

Концепция эффективного клиентного планирования послужила основой для разработки концепции совместного планирования и прогнозирования(CPFR).

В отличии от концепции «Эффективное клиенто –ориентированное регулирование», которая ориентирована на сферу торговли. Концепция CPFR рассматривает не только маркетинговые и логистические процессы, но и такие процессы как прогнозирование,планирование и кооперативное управление.

Основными элементами в системе CPFR является продавцы, вступающие в кооперацию с целью качественного удовлетворения потребности клиента. В рамках данной концепции у участников цепи поставок появляется реальная возможность сравнения текущих и плановых значений основных параметров выполненных работ и как следствие – возможность адекватной адаптации собственных планов. Суть данной концепции заключается в объединении всех партн1ров с целью тестного сотрудничества, на основе предоставляемой ими точной информации о ресурсах.

Достоинства:

1. Единый для всех партнёров прогноз спроса;

2. Координация сотрудничества производителя и продавца;

3. Экономический подход к решению проблемных ситуаций.

Несмотря на вышеперечисленные преимущества система CPFR широкого распространения не получила. Она применяется только крупными поставщиками потребительских товаров. Главная проблема заключается в необходимости синхронизации большого количества данных и как следствие, наличие особых требований, применяемых в информационных технологиях.

4. На основе проведённого выше анализа основной концепции интеграции и координации ЦП можно выделить их основные сравнительные характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: