Представители символизма Русской живописи. Введение

Введение.______________________________________________________3

Глава 1.

Состояние русской художественной культуры в конце XIX- начале XX века. Общие установки символизма._____________________________ 4

Развитие символизма в России.

Поэтическое движение символизма.

Глава 2.

Представители символизма русской живописи.

М. Врубель. Мистические

Рассмотреть тут нескольких

Заключение_________________________________________________13

Список литературы__________________________________________14

Введение.

В данной работе хотелось бы рассмотреть и проследить путь, по которому мы приходим к изучению темы смерти, присутствующей в искусстве символизма. Откуда идет это упадническое настроение? Предтечей данного направления на Западе стоит искать в картинах художников Ренессанса, таких, как например, Босх или Б... Для русского символизма - глубокие традиции, заложенные в эстетической выразительности древнерусского искусства и религиозный менталитет. Но так ли сильно выражена поставленная к рассмотрению тематика смерти в русском искусстве?

Древнегреческим словом символ (συμβαλλων) изначально называли монету, разделенную надвое. Два человека, у которых было по половине этой монеты, при встрече могли узнать друг друга, сложив обе части между собой. Однако с течением времени, символ из простого опознавательного знака превратился в одно из самых сложных емких и глубоких понятий мировой культуры искусства и философии. Тему символизма в живописи невозможно уместить в рамки определенной школы, направления, стиля, манеры... Это скорее, общий диахронический срез развития всей мировой художественной культуры с древнейших времен до настоящего времени.

Основные принципы символизма полностью исчерпываются понятием «символ». Символ — прежде всего универсальное понятие, универсальный образ, знак, число значений, смыслов которого бесконечно как сама вселенная. В искусстве символизм — это попытка человека ограниченными средствами своего разума выразить невыразимое, трансцендентное, интуитивно нащупать ту бездну, которая находится за пределами зримого мира. Двойственность мира, где цель – в поэзии, музыке, живописи – познать «подлинные сущности» предметов и явлений интуитивным путем. Вместе с тем символизму была свойственна романтическая жажда разрушения или, скорее, преодоления буржуазных стандартов, отвращение к прозе буржуазного мира.

Творцы, художники символизма рассматриваются как посредники между реальным и сверхчувственным, везде находящие знаки мировой гармонии, пророчески угадывающие признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях далекого прошлого. Поэтому символическое — это в некотором роде синоним сакрального.

Как направление, символизм в изобразительном искусстве складывается одновременно с символизмом в литературе в 60-70-е годы XIX века, в эпоху декаданса. (от фр. «упадок»)

Бросаются в глаза проявления символизма в культуре Ренессанса, особенно, нидерландского Северного Возрождения. У Босха каждая неприметная деталь имеет особое осмысленное символическое значение. Небеса, ад, земля, переплетаются, взаимоперетекают в фантастических причудливых видениях.

Не менее ярко проявляется символизм в картинах Брейгеля, где художник осмысливает метафизическую природу бедствий, преследующих человека с рождения и до могилы.

Огромное влияние на возникновение символизма оказала романтическая эстетика конца XVIII — нач. XIX столетия, основанная на немецкой классической философии и особенно, на трансцендентальном идеализме И. Канта. По Канту, нашему разуму доступны только феномены, т. е. лишь то, как данный предмет является нам в восприятии органами чувств. Сама же природа предмета, ноумен, вещь в себе, непостижима. Здесь, блуждающему во тьме человеческому разуму и приходит на помощь символ. Порожденный прозрением художника, он призван выразить умопостигаемый смысл явлений. Таким образом сперва романтизм, а затем и символизм в европейском искусстве противопоставляет реальный мир противопоставляется миру видений и грез, как единственно реальному.

Также, основные положения символизма как направления восходят к «философии жизни» А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, видевших подлинную сущность вещей в проявлении слепой иррациональной воли. По Шопенгауэру и Гартману историческое бытие индетерминированно и не имеет никакого смысла: все в мире подчинено слепому случаю, а единственный удел человека на земле — это страдание. Причина страдания кроется в нереализованных желаниях человека, в непрерывном проявлении его волящего «я». Избавиться от страданий можно только прекратив желать чего бы то ни было, достигнув атараксии (бесчувствия), что, вобщем-то, равнозначно смерти. Отсюда такое «упадническое», «дегенеративное» проявление символизма в клультуре второй половины XIX века, как декадентство, т.е. поэтизация, идеализация смерти, стремление убежать от объективной реальности. Многим обязан символизм эстетическим теориям Р. Вагнера и Ф. Ницше. Основные черты символизма еще в первой половине XIX века проявились в творчестве Эдгара По.

Но в каком виде предстает перед нами символизм русской живописи? Столь же он схож с тем, как он выражался в Европе? И насколько переработанным стало понятие темы смерти из общей картины европейского символизма в символизме русской живописи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: