Вопрос 45. Социология духовной жизни

Проведем небольшой обзор осуществленных научных исследований в этой области.

Термин «духовность» является производным от понятий «дух», «душа». Начало серьезных поисков в области духа заложил Аристотель в знаменитом трактате «О душе». Ныне этим понятием обычно обозначают ориентацию человека (людей) либо к высшим ценностям (смысловым ценностям, в отличие от инструментальных), либо под этим термином понимается способ, направление и мера проявления творческих возможностей человека. Описательно же этот термин раскрывается либо как единство таких элементов духовной связи взаимодействующих групп, как верования, убеждения и нравственные чувства (О. Конт), либо обозначают такие духовные ориентиры, как Истина, Добро и Красота (Н. Бердяев и др.), либо как нравственное основание социальной солидарности взаимополезных групп (Э. Дюркгейм). Марксизм утверждает, что серьезным общественным изменениям обязательно предшествует радикальный сдвиг в общественном мнении (Ф. Энгельс). Говоря на современном социологическом языке, такое явление происходит при фундаментальных ценностных сдвигах, предшествующих реальным классовым сдвигам, вызываемым к жизни радикальным изменением представленности во власти коренных интересов различных классов и слоев (этот вывод подтвержден опытом перестройки, т. е. реставрацией капитализма в России).

Итак, видно, что в теоретическом плане духовность можно обозначить как систему смысловых ценностей бытия, самоидентифицированную, т. е. освоенную и принятую человеком (группой, народом и т. д., — одушевленными существами). Однако, такое определение говорит лишь о формально-логическом постижении и решении вопроса. Дальнейшее содержательное продвижение возможно лишь на путях конкретизации элементов этой системы. Так мы выходим на понятие «позиция», занимаемая конкретным человеком (группой...) в интеллектуально-чувственной сфере по отношению к ценностям бытия, предлагаемых созданной и принятой народом культурой. Принятая же, т. е. системная культура может быть религиозной и светской.

Структурные элементы духовности:

1) Обычаи – целостные, привычные образцы поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.

2) Нормы – принцип, параметр деятельности, обеспечивающий устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей.

3) Ценности- специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и об-ва (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: