Заключение ко второй главе

«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ: КАЗЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ»

На протяжении всего XIX века процесс становления театрального образования организовывал свою динамику в системе соотношения и взаимодействия казенных и общественных институтов обучения сценическому искусству. Консервативность государственных учреждений – театральных училищ была обусловлена традицией «псевдоклассицизма» нерасчлененного (синкретического), т.е. специализированно недифференцированного обучения, финансовым дефицитом, а также многочисленными идеологическими запретами. Общественные заведения (клубы, кружки) пытались организовать самостоятельный процесс развития, но, в конечном итоге, их мерилом была общая театральная и культурная ситуация. И те, и другие, в той или иной мере, были ограничены общей культурно-просветительской тенденцией в подражании эталону-образцу, а, следовательно, определяли формообразующий подход к театральному образованию.

Более значимую практическую роль сыграли процессы развития самообразования и самообучения. Природосообразный, свободный выбор, непреодолимое влечение к сценической деятельности, удовлетворение от самого ее процесса делали чудеса внутренне индивидуального развития отдельных артистических личностей. В конечном итоге, закономерность этих талантливых исключений создала предпосылки для выявления психолого-педагогического метода индивидуального саморазвития на основе самонаблюдения и самоосознания личности.

Древний, как сам театр, метод художественно творческого подражания (мимезис) нашел свое научное подтверждение в психологической науке XX века и получил общее определение процессов интериоризации и экстериоризации. Но на практике он носил стихийный характер преподавания сценического искусства, выражаясь в предельной субъективности и неорганизованности. И только личностно ориентированная традиция русской национальной культуры вырабатывала тот педагогический такт «сердца» и «любви», который интуитивно восполнял пробелы познания в методах организации и содержания процесса обучения.

Театральная культура XIX столетия в целом подготовила благодатную почву для формирования театрально-педагогического метода в системе театрального образования. Ясно и отчетливо наметились линии и общие тенденции театральной педагогики: педагогика формирования (подражание образцу); педагогика воспитания (общая культура); педагогика развития (аспекты творчества).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: