Глава I. Экзистенциальный психоанализ -Жан Поль Сартр

Весьма примечательно, что основателем экзистенциальной психологии, введшим сам термин "экзистенциальный психоанализ" и разработавшим первую концепцию такового, стал не психолог или психиатр, а философ, не имевший ни специального психологического образования, ни клинической практики. Сама философия первого экзистенциального психолога далеко не всегда следовала нормам академической строгости, выливаясь в свободные формы литературного творчества.

Жан Поль Сартр (Sartre; 1905- 1980)-французский мыслитель и литератор, основатель атеистического экзистенциализма, являвшийся последователем экзистенциальной аналитики Хайдеггера, но существенно переработавший ее. Исходным пунктом психологического познания у Сартра служит рефлексия. Здесь Сартр следует за магистральной философской традицией, идущей от Декарта, усмотревшем в самосознании единственное несомненное подтверждение хотя бы какого-нибудь реального бытия. Согласно мысли Декарта, мы можем и имеем основания сомневаться во всем, в том числе в существовании мира вокруг нас или любого предмета в этом мире, но сам факт сомнения остается несомненным, а этот факт свидетельствует о существовании сомневающегося. Сомнение же есть модус мышления, поэтому "мыслю, следовательно, существую" (cogito ergo sum). Рефлексия в качестве квази-познания схватывает одновременно и символ и символизацию. Как рефлексия она представляет собой также нететическое сознание себя в качестве рефлексии. Она есть данный проект и нерефлективное сознание. Сартр пишет о рефлексии: "Она пронизана сильным светом, не будучи способной выразить то, что этот свет освещает. Это отнюдь не загадка, которая еще не разгадана, как считают фрейдисты: все налицо, светлое, рефлексия всем обладает, все схватывает. Но эта тайна "при полном свете" возникает скорее из-за того, что это обладание лишено средств, позволяющих произвести анализ и концептуализацию. Рефлексия схватывает все, все одновременно, без теней, без рельефа, без масштаба совсем не потому, что эти тени, эти ценности, эти рельефы существуют где-нибудь и спрятаны от нее, но скорее потому, что они должны быть

Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр

установлены другим человеческим отношением и могут существовать лишь посредством и для познания. Рефлексия, не будучи способной служить основой экзистенциального психоанализа, будет, следовательно, просто поставлять ему сырой материал, опираясь на который психоаналитик сможет занять объективную позицию"45.

Критика классического фрейдистского психоанализа и отказ от признания сферы бессознательного имеет для Сартра важное методологическое значение. Свободный выбор сознателен. Это означает, что человек несет бремя ответственности за этот выбор, он не может снять с себя эту ответственность, апеллируя к спонтанности автономного бессознательного. С другой стороны, этот отказ теснейшим образом связан с онтологическим подходом к проблеме человеческого сознания.

На основании критики ортодоксального психоанализа Сартр формулирует то, что он понимает под экзистенциальным психоанализом: "Это метод, предназначенный для выявления в строго объективной форме субъективного выбора, посредством которого каждая личность делает себя личностью, то есть дает себе знать о том, что она есть. Так он ищет выбор быть и в то же время бытие, он должен сводить отдельные формы поведения к фундаментальным отношениям, не к сексуальности или "воле к власти", а к бытию, выражающемуся в этих формах поведения. Следовательно, он идет с самого начала к пониманию бытия и не может иметь другой цели, кроме обнаружения бытия и способа бытия перед лицом этого бытия"46. Сартр считает, что "...экзистенциальный психоанализ-это моральное описание, ибо он открывает нам этический смысл различных человеческих проектов..."47.

Между тем, в качестве главного предшественника экзистенциального психоанализа Сартр называет не кого иного, как Фрейда. Во фрейдистской концепции он обнаруживает много ценного для себя и включает многие идеи Фрейда в свою концепцию. Оба психоанализа рассматривают манифестации психической жизни в качестве символизации фундаментальных структур, составляющих личность. Оба отрицают наличие первоначальных данностей и рассматривают человека в ситуации: "Психоаналитические исследования стремятся

45 Sartre J.-P. L'etreetle neant: Essai d'ontologie phenomenologique.- P.- 1943.-P.658-659. 4''Sartre J.-P L'etre etle neant: Essai d'ontologie phenomenologique.-P.- 1943.-P.658-659. 47 Sartre J.-P. L'etre et le neant: Essai d'ontologie phenomenologique.- P.- 1943- P.658-659.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: