1. Социология как наука, специфика ее объекта и предмета. Методы социологического познания.
2. Структура социологического знания.
3. Основные социологические парадигмы: структурно-функциональная, социального конфликта, символического интеракционизма.
4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
5. Структурно-функциональный метод исследования общества.
6. Социологические модели общества: функциональная, конфликтологическая, социокультурная.
7. Проблема и критерии типизации общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
8. Классовый и стратификационный подходы к изучению социальной структуры.
9. Социальные общности, виды.
10. Социальные группы: причины формирования, организация, структура, виды.
11. Скрытые группы, виды.
12. Статусные группы, виды.
13. Социальные институты: понятие, признаки, функции.
14. Понятие, особенности, черты социальных организаций.
15. Понятие бюрократии. Основные подходы к проблеме бюрократии.
16. Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования. Глобальная и гендерная стратификация.
17. Понятие социальной мобильности и ее разновидности.
18. Понятие личности в социологии. Структура личности.
19. Мотивационный и диспозиционный механизмы поведения человека.
20. Статусно-ролевая концепция личности.
21. Социализация личности. Институты и агенты социализации. Стадии социализации личности.
22. Социальная типология личности.
23. Понятие девиации. Разновидности девиантного поведения.
24. Понятие аномии. Э. Дюркгейм и Р. Мертон.
25. Социальное действие и его мотивация: типы социальных действий по М. Веберу.
26. Социальное взаимодействие. Социальная коммуникация.
27. Понятие, признаки и формы социального контроля.
28. Культура как социальное явление: понятие, признаки, элементы и функции. Субкультура и контркультура.
29. Глобализация и модернизация обществ. Органическая и неорганическая модернизация.
30. Социальное партнерство и его функционирование в современной России.
ТЕСТЫ
Вопрос 1
Какое из перечисленных ниже знаний относится к научному знанию:
1) религиозное;
2) мифологическое;
3) теоретико-эмпирическое;
4) обыденное.
Вопрос 2
Какое определение не является объектно-предметной областью социологии:
1) социальная жизнь современного общества как целостной системы;
2) наиболее общие законы развития природы, общества и мышления;
3) социальные связи и отношения;
4) социокультурный механизм регуляции поведения индивидов в больших и малых группах.
Вопрос 3
Какое из приведенных ниже суждений в набольшей степени применительно к тому, чем занимается общая социология как научная дисциплина:
1) изучение типичного в общественных явлениях;
2) психология, приложенная и большим и малым группам;
3) управление индивидуальным поведением человека.
Вопрос 4
Кто считается родоначальником социологии как науки:
1) Чарльз Хартон Кули;
2) Огюст Конт;
3) Герберт Спенсер;
4) Макс Вебер.
Вопрос 5
Социальным статусом называется:
1) степень уважения к человеку;
2) чувства симпатии или антипатии, испытываемые к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников;
3) позиция человека в обществе с определенным наборам прав и обязанностей.
Вопрос 6
Социальная мобильность – это:
1) способность людей к общению друг с другом;
2) любой переход индивида из одной социальной позиции в другую;
3) неодинаковый доступ людей к социальным благам и политической власти.
Вопрос 7
Социальная роль – это:
1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;
2) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;
3) желание индивида быть эталонной личностью в группе;
4) поведение индивида на рабочем месте.
Вопрос 8
Какие из приведенных суждений характеризуют социальную стратификацию:
1) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;
2) объединение людей для достижения конкретной цели;
3) объединение людей в сословную организацию общества;
4) объединение людей в профессиональные организации (профсоюзы).
Вопрос 9
Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
1) повышение в должности;
2) изменение вероисповедания;
3) изменение по сокращению штатов;
4) смену профессий.
Вопрос 10
Малая группа – это:
1) род;
2) диада;
3) пассажиры;
4) касты.
Вопрос 11
К современным обществам относятся:
1) аграрное;
2) индустриальное;
3) традиционное;
4) информационное.
Вопрос 12
Какой признак не характерен для постиндустриального общества:
1) знания и информация;
2) моделирование;
3) основа экономики – семейное хозяйство;
4) специальные исследовательские институты.
Вопрос 13
Социальные действия бывают:
1) целенаправленными;
2) ценностно-рациональными;
3) аффективными;
4) все варианты верны.
Вопрос 14
Сотрудничество, соперничество, партнерство – это:
1) социальные институты;
2) формы взаимодействия;
3) группы индивидов, имеющие близкие социальные статусы;
4) набор абстрактных фраз.
Вопрос 15
Главным агентом первичной социализации является:
1) группа друзей;
2) школа;
3) семья;
4) детский сад.
Вопрос 16
Институт социальный – это:
1) совокупность правил, норм, ценностей, регулирующих связи и отношения;
2) ценностно-нормативный комплекс;
3) организационная система связи;
4) три варианта верны.
Вопрос 17
Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса называется:
1) информатор;
2) респондент;
3) бюрократ;
4) анкетер.
Вопрос 18
Аграрный сектор занимает наибольший удельный вес в структуре занятости:
1) индустриального общества;
2) традиционного общества;
3) постиндустриального общества;
4) примитивного (первобытного) общества.
Вопрос 19
Девиантное поведение – это ни что иное, как:
1) отклонение от формального закона;
2) поведение правонарушителя;
3) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм;
4) синоним социального развития.
Вопрос 20
Укажите, кто считается создателем теории социального конфликта:
1) Макс Вебер;
2) Карл Маркс;
3) Эмиль Дюркгейм;
4) Иосиф Сталин.